• Когда были приобретены вериги лонгина коряжемского. Святой мученик лонгин сотник. От георадара к раскопкам

    13.11.2020

    В начале июня организаторы и члены экспедиции в Коряжму отчитались о поисках мощей преподобного Лонгина Коряжемского. Удалось найти несколько мест, предположительно – захоронений, в одном из которых могут покоиться останки святого.

    Святой Лонгин и подвижники Севера

    Свой монашеский путь преподобный начал в Корнилеево-Комельской обители, затем перебрался в Павло-Обнорский монастырь, основанный учеником святого Сергия Радонежского Павлом Обнорским. Святой Павел в своё время три года прожил в дупле, но не прошло и века, как обитель обзавелась благодаря помощи государя Ивана III лесами, деревеньками и стала процветать.

    Не всем инокам это было по вкусу, ведь иные искали молитвенной жизни, чтобы ничто не отвлекало от Господа. Среди них были двое будущих святых – уже пожилой Лонгин и юный друг его Симон, уроженец Сольвычегодска. Симон много рассказывал о своей малой родине, о том, как немало там мест, где не ступала нога человека, но вполне изобильных, чтобы прокормить отшельника.

    Спустя несколько лет, утомлённые многолюдством, друзья отправились туда, чтобы стать отшельниками. Симон помог Лонгину построить часовню и келью на месте впадения Коряжемки в Вычегду, после чего отправился вверх по этой большой северной реке, поселившись на месте слияния с нею речки Сойги (в 105 км от устья Вычегды). По имени рек мы теперь и зовём этих преподобных.

    С отшельничеством у них, как это водилось на Руси, не задалось. Вскоре появились послушники, хотя преподобный всем отказывал. Среди них был Христофор Коряжемский, впоследствии также причисленный к лику святых.

    Годом основания Николо-Коряжемской обители стал 1535-й от Рождества Христова. Спасо-Преображенский Сойгинский монастырь, именуемый также Симоновой пустынью, освящён был шестью годами позже.

    О себе Лонгин никому не рассказывал, жизнь вёл тихую, молился да трудился, самолично выкопав колодец для обители. Когда в 1540 году пришла пора отойти ко Господу, преподобный вызвал братию и велел похоронить себя при входе в храм, чтобы все идущие на службу попирали место его погребения. Монахи исполнили эту волю и шестнадцать лет ходили по могиле основателя обители.

    Но в 1557 году произошло чудо. Началось всё с того, что тяжело заболел устюжский воевода. Воин уже умирал, когда увидел во сне старца, сказавшего: «Князь Владимир, если хочешь быть здоровым, молись Богу и обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре. И прикажи игумену и братии перенести на другое место тело основателя того монастыря, игумена Лонгина. Ибо неприлично телу Лонгина почивать на том месте, где оно ныне находится». Воевода исполнил этот наказ. Приехав в монастырь, он немедля подошёл к могиле, местонахождения которой не знал, и рассказал изумлённой братии о бывшем ему видении. После того как гроб с телом Лонгина подняли из-под спуда и погребли с почестями в часовне, воевода поправился. Когда же известие о его исцелении разошлось в народе, в обитель потянулось множество паломников.

    Их молитвы не оставались без ответа. Жена сольвычегодского кузнеца Василия Худоногова Агриппина страдала эпилепсией. Отправилась за помощью в Коряжемский монастырь. Там, на могиле святого, её вдруг сильно ударило о землю, так что окружающим показалось, что она умерла. Когда Агриппина пришла в себя, приступы у неё полностью прекратились. А ведь даже современная медицина излечивать эпилепсию не умеет.

    Крестьянку Анну Надозерскую, первую красавицу Пачеозерской волости, отравили за отказ уступить домогательствам: некий человек, не в силах справиться с собой, решил убить молодую женщину – «чтобы не видеть красоты её». Злое зелье не убило её сразу. Анна ужасно страдала от внутренних ожогов, пребывая словно в аду, но явившийся ей в видении старец пообещал исцеление у мощей святого Лонгина. Муж отвёз несчастную в монастырь, после чего повторилась история, бывшая с Агриппиной: Анна упала наземь, словно мёртвая, а очнулась… здоровой.

    Устюжский священник Гавриил совершенно обезножел. Лечение не помогало, и тогда он попросил отвезти его в Николо-Коряжемский монастырь. Там он стал молиться, но без ответа, пока однажды, во время чтения канона преподобному, не расплакался. «Гавриил, Гавриил!» – услышал он и, взглянув на часовню, увидел святого Лонгина в сверкающих ризах, призывающего его к себе. Болящий, изнемогая, дополз до часовни, а когда поднял голову, чтобы вновь взглянуть на святого, тот уже исчез. Тогда отец Гавриил припал ко гробу. Боль исчезла. Не веря в своё счастье, священник попытался встать и… вдруг понял, что совершенно здоров.

    Когда в 1671 году в обители был построен величественный Благовещенский собор, мощи погребли под спудом у северной стены, возле алтаря. Над ними была устроена гробница, к которой прикладывались паломники. В последующие столетия монастырь то процветал, то угасал. В 1863 году его даже закрыли на время, но спустя 33 года там вновь поселились монахи.

    Настоящая беда пришла в сентябре 1918 года, когда в обитель приехали из Сольвычегодска военком и чекисты, потребовавшие выдать какие-то тайники с сокровищами. Впоследствии они соврали, что им было оказано сопротивление. Сопротивлялись якобы 77-летний архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосий (Соболев), вот уже несколько лет пребывавший на покое, 70-летний Коряжемский архимандрит Павел (Моисеев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков), а также паломник из Архангельска немолодой купец Павел Ганичев. В два часа пополудни 30 сентября их вывезли на один из пустынных островов на Вычегде и расстреляли. Сокровищ так и не нашли, не ведая по злобе, что истинным сокровищем были казнённые православные люди. Не прошло и века, как убитые отцы были прославлены в лике святых. Возможно, чекисты нагрянули в монастырь по душу отца Феодосия. Не решаясь расправиться с ним прилюдно в Сольвычегодске, они дождались, когда пастырь выедет за его пределы. Пролитая кровь раскрепостила злодеев, так что следом, 13 ноября, уже никого не стыдясь, они расстреляли настоятеля Введенской обители Сольвычегодска игумена Леонида (Молчанова).

    В 20-е годы Коряжемский монастырь был закрыт, в 33-м разрушен Благовещенский собор, в связи с чем мощи святого Лонгина оказались утрачены. Пелена с вышитым образом преподобного, которой была покрыта его гробница, хранится сейчас в Сольвычегодском музее. Передавать его Церкви отказываются. Для музейщиков это прежде всего произведение искусства, связанное с именами купцов Строгановых. Вернули, однако, власяницу и вериги святого. Спасибо тем научным работникам, которые в 30-е годы сохранили их. Святыни с пением молитв перевезли на катере через Вычегду, чтобы доставить в Коряжму. На берегу их встретил крестный ход, который покойный владыка Тихон Архангельский называл самым большим за новейшую историю епархии.

    Можно надеяться, что не меньшие торжества состоятся, если мощи святого Лонгина удастся найти. А теперь предлагаем вашему вниманию два небольших интервью, где рассказывается о ходе поисков.

    От георадара к раскопкам

    Беседа с Михаилом Насоновым, руководителем информационно-издательского отдела Архангельской митрополии.

    Михаил Сергеевич, с чего начались поиски мощей преподобного Лонгина Коряжемского?

    Михаил Насонов

    – В Архангельской митрополии не сохранилось мощей святых. Их нет вообще. В годы гонений они по всей стране уничтожались или оказывались в музеях, но многие, возможно, остались под спудом, на месте разрушенных храмов и монастырей. То есть прославленных святых у нас в митрополии десятки, а доступных для почитания мощей нет. Их поиски Церкви, как правило, не по силам, а государство помогать не спешит. Федеральное министерство культуры выделяет незначительные средства на церковную археологию лишь в том случае, когда речь идёт о реставрации храмов. Но ведь святые – это ещё и исторические личности, их захоронения относятся к культурному наследию, которое государство обязано сохранять. Понимания этого пока нет. На поиски мощей, даже находящихся под угрозой уничтожения, не выделяется ничего, хотя речь идёт о суммах в сотни раз меньших, чем на реставрацию памятников истории и культуры.

    – Государство содействует переносу праха известных россиян, погребённых за границей. Стало быть, понимание значимости захоронений всё же есть. Нет понимания того, что святые внесли большой вклад в историю России, просвещение, воспитание народа…

    – На моей памяти единственный случай, когда государство активно включилось в вопрос поисков, – это раскопки близ Екатеринбурга, где была казнена Царская Семья.

    Кто был инициатором поиска мощей святого Лонгина?

    – В первую очередь можно назвать архангельских краеведов-общественников из фонда сохранения исторического наследия «Император» и «Северного информационного агентства». Они обратились за помощью к нам, в митрополию. Владыка Даниил, конечно, поддержал инициативу. Проект благословил епископ Котласский и Вельский Василий (Данилов), так как бывший Коряжемский монастырь принадлежит его епархии. Частным образом или на уровне общественных организаций вести археологические раскопки сейчас невозможно, очень ужесточилось законодательство. Поэтому было решено привлечь профессиональных археологов и получить на поиски государственные средства. Это стало возможным благодаря поддержке Союза пенсионеров РФ, который является одним из операторов президентских грантов и поддерживает проекты, направленные на развитие традиционных духовных ценностей. Главной целью мы определили отработку модели организации поиска мощей, без которой ничего сделать невозможно. Это вопрос координации усилий Церкви, науки в лице геофизиков, археологов, антропологов и генетиков, а также общественности, государства.

    Георадарным исследованием в рамках проекта занимались сотрудники компании «ВНИИСМИ». С ними у митрополии уже сложился позитивный опыт сотрудничества. В Северодвинске в 2012 году было проведено исследование на территории бывшего Николо-Корельского монастыря на «Севмаше». Найдено предполагаемое место погребения святых братьев Антония и Феликса Корельских – небесных покровителей города.

    Поиски захоронения преподобного Лонгина сопровождал научный сотрудник Института археологии РАН Алексей Беличенко. По итогам проекта был издан буклет, где описывается методическая модель поиска святых мощей. Его разослали по всем епархиям, и это само по себе уже большое дело.

    Почему занялись поисками мощей именно преподобного Лонгина?

    – Есть чёткие исторические данные, где они погребены. У северной стены разрушенного во время гонений Благовещенского собора Коряжемского монастыря. Но как их там найти? Перекопать большую территорию никаких сил не хватит. По этой причине и был использован георадар, который помогает с точностью до нескольких сантиметров определить место и глубину захоронений. Это первый этап. Дальше – раскопки, антропологическая и генетическая экспертизы, чтобы не было никаких разговоров о «лжемощах». Но это дело будущего.

    – Вспоминается скандал с мощами святого Александра Свирского, которые действительно были нетленны, а после их обретения начались чудеса, но есть учёные, которые продолжают сомневаться.

    – Церковь нуждается в помощи учёных, современные научные технологии позволяют с высочайшей точностью определять принадлежность останков. Мы должны двигаться в одном направлении, помогая друг другу, а не создавая ненужные препоны.

    – Археологическая геофизическая разведка в этом году прошла успешно, как я знаю из сообщений митрополии. Что дальше?

    – Да, у северной стены утраченного Благовещенского собора в Коряжме обнаружено несколько захоронений, одно из которых может принадлежать святому Лонгину. Следующий шаг – раскопки. У нас есть договорённость с Российской академией наук о поддержке и помощи в получении Открытого листа на археологию. Сейчас стоит вопрос поиска средств.

    Когда был снесён Благовещенский собор?

    – Его разрушили в советское время. Разорили захоронение перед сносом или нет, никто не знает.

    Есть ли у вас другие объекты для исследования?

    – Приближается 500-летие со дня основания Антониево-Сийского монастыря, и встаёт вопрос о подъёме и экспертизе святых мощей преподобного Антония Сийского. По историческим данным, они располагаются под спудом Троицкого собора обители. Настоятель монастыря игумен Варлаам (Дульский) говорил, что братия полностью поддерживает это исследование. Установлено предполагаемое место погребения Кирилла Челмогорского. Необходимо вести раскопки захоронений святых Антония и Феликса Корельских на территории «Севмаша» – сейчас мощи располагаются в неподобающем месте, под автомобильной стоянкой. Будем надеяться, что Господь поможет обрести нам мощи наших святых.

    Вероятность найти мощи велика

    Беседа с археологом Алексеем Беличенко, руководителем экспедиции по поиску мощей прп. Лонгина.

    Алексей, это был ваш первый опыт сотрудничества с Церковью?

    – Нет, сейчас наука и Церковь выходят на новый этап сотрудничества. Мы пробуем создать нечто новое, чтобы Россия осталась Россией. Я занимался поисками останков принца Антона Ульриха в Холмогорах (об этом «Вера» рассказывала в публикации «Больше света», № 622, октябрь 2010 г.). В Северодвинске искали останки преподобных, на могиле которых был построен Николо-Корельский монастырь. Предварительные исследования проведены, нашли место, где стояла часовня, где покоились останки. Прихожане собирают деньги на продолжение исследований.

    Можно в хронологическом порядке описать историю поисков преподобного Лонгина?

    – Инициатором экспедиции стал фонд «Император» в лице председателя Попечительского совета Владимира Станулевича. У фонда нет своих средств, но он занимается их аккумуляцией под какие-то проекты. Я представлял Институт археологии РАН. Ещё одним членом экспедиции стал Валерий Андрющенко, ведущий специалист НИИ специальных информационно-измерительных систем. На нём была работа с георадаром.

    Что такое георадар?

    – Замечательный прибор «Лоза-2», он превосходит зарубежные образцы, позволяя работать в средах с высокой проводимостью, например во влажной глине. Институт обслуживает, главным образом, геологов, производственников, но и нам, археологам, георадар заметно облегчил работу. Он видит пустоты под землёй, фиксируя плотность грунта. Единственное – это предварительное исследование, как и геомагнитная съёмка, работа с магнитометром, металлоискателем. А дальше всё равно нужно копать.

    В Архангельске благодаря георадару мы определили фундамент Троицкого собора в центре города и расположение некоторых других зданий. Удавалось находить и места захоронений, так что я склонен доверять этой методике.

    Что вы можете рассказать об экспедиции в Коряжму?

    – Мы неплохо сработали с Церковью во время поисков мощей. Методика совместных действий может стать руководством для научных учреждений и епархий. В чём проблема с поисками мощей любыми церковно-археологическими инициативами? Есть 73-й закон о культурном наследии, который мешает Церкви заниматься археологией самостоятельно, под него в России подпадает очень много объектов. Даже если человек начинает действовать с самыми благородными намерениями, ему грозит уголовное наказание. Скажем, нельзя вскрывать могилы, копать ямы рядом с исторически значимыми объектами без специального разрешения. Даже георадаром, ничего не вскрывая, мы пользовались на основании Открытого листа.

    Руководитель экспедиции Алексей Беличенко, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, старший научный сотрудник Института земного магнетизма Павел Морозов

    Почему вас заинтересовали поиски святого Лонгина?

    – Ко мне обратились, я не мог отказать. Было желание помочь, что-то сделать для страны как специалисту-археологу. Подняли архивные документы, стали выяснять, где искать. Наша задача была определить границы стен разрушенного собора, найти места захоронений.

    Как всё происходило и как местные жители отнеслись к экспедиции?

    – Мы расположились в Коряжме вместе с опытным специалистом Валерием Андрющенко, работавшим с георадаром. Благовещенский собор был сложен из кирпича в 1669–1671 годы. На его месте сейчас стоит колокольня.

    В первый день на нас особого внимания не обращали, но со стороны местного священника, отца Константина, мы получили полное содействие. Он попросил помогать нам одного из прихожан, выделил необходимые материалы. Потом появились новые помощники, люди помогали перетаскивать антенну георадара, так что искали всем миром, можно сказать. Я могу одно сказать: людям было интересно. Я говорил с молодёжью об истории.

    Пришлось обследовать достаточно приличный кусок территории. Мы определили контур разрушенного собора и уже впоследствии, обработав материалы, обнаружили, что прибор зарегистрировал радиообразы пяти предполагаемых захоронений на глубинах 1,9-2,3 метра. Объекты ориентированы в направлении «запад-восток», имеют длину 2-3 метра и ширину 1-1,5 метра. Теперь только вскрытие захоронений покажет, что же мы нашли на самом деле.

    Может ли оказаться, что мощей там нет?

    – Нет стопроцентной гарантии. После революции шло уничтожение святых мощей, и монахи могли спрятать их, перезахоронив в другом месте. Есть разные легенды на этот счёт, но ничего хотя бы отдалённо конкретного. Вероятность, что мощи удастся найти, всё-таки велика.

    Древняя земля

    Чем, кроме церковной археологии, вы занимаетесь?

    – Основные темы исследований – каменный век и средневековье, исследуем городища области. Готовим книгу о других находках по Архангельской земле за все периоды.

    Алексей Беличенко

    – Я бы хотел в связи с этим задать несколько вопросов, не касающихся мощей святого Лонгина. Как давно живут люди на территории Архангельской области?

    – Ещё со времён палеолита. Потом они ушли с наступившим похолоданием. Вернулись, и снова были вытеснены очередным приходом холода. Были времена, когда у нас было куда теплее, чем сегодня. Примерно 10 тысяч лет назад, во время Атлантического периода, здесь было как в Причерноморье: росли широколиственные леса – дуб, лещина. И люди начали сюда стекаться, заселили практически всё. Потом очередное похолодание. И уже после каменного века началась наша эпоха, когда народ жил здесь постоянно. Шли миграции, микромиграции: у нас деревни ещё в недавнем прошлом «путешествовали». Скажем, в XVIII веке стоит она на одном месте, в XIX – уже на другом, а в ХХ – отодвинулась на 15 вёрст от предыдущего места. При этом название одно и то же.

    Как по-вашему, имеются ли сегодня какие-то основания для разговоров о Гиперборее?

    – А что вы понимаете под Гипербореей?

    Не сказочную страну, а хотя бы начатки цивилизации, появление городов.

    – Не было необходимости. Здесь же огромные богатые территории, не располагавшие к социальному расслоению. Не было необходимости убивать друг друга, сражаясь за ресурсы, а значит, не нужно было жаться друг к другу, чтобы защититься. Жили привольно, в городах не нуждались.

    Что касается темы Гипербореи, то это, скорее, предмет спекуляций. Разного рода далёкие от науки энтузиасты выманивают деньги на поиски Гипербореи, и ничего, понятно, не находят. В таких поисках не было бы ничего плохого: хотят люди полазить по родным просторам, интересно провести время – пожалуйста. Но они это нередко делают, бросая тень на археологию как науку.

    А когда сюда пришли славяне?

    – Ориентировочно в VIII–IX веках, но точно не сказать. Просто появляются углежогные ямы, нехарактерные для прежнего населения. Ямы – это уже производство, гончарное, кузнечное. Скорее всего, их устраивали либо славяне, либо карелы, перенявшие у скандинавских народов начатки кузнечного дела. Точно никто пока не скажет. В XI веке славяне здесь уже жили, ассимилируя местные племена. Поэтому если говорить о корнях, они у архангелогородцев тут с незапамятных времён – разные. Но все становились русскими. У меня среди предков и поляки, и украинцы, но я – русский.

    Коряжемский Николаевский монастырь в начале XX в.

    Краткое житие преподобного Лонгина Коряжемского

    Пре-по-доб-ный Лон-гин Ко-ря-жем-ский пер-во-на-чаль-но под-ви-зал-ся в оби-те-ли пре-по-доб-но-го Пав-ла Об-нор-ско-го, за-тем жил в Бо-ри-со-глеб-ском Соль-вы-че-год-ском мо-на-сты-ре. От-ту-да он со сво-им дру-гом Си-мо-ном уда-лил-ся вверх по Вы-че-где к устью ре-ки Ко-ря-жем-ки. Здесь, в глу-хой мест-но-сти, в 10 вер-стах от Соль-вы-че-год-ска, по-движ-ни-ки по-стро-и-ли кел-лию и ча-сов-ню. Ко-гда к ним со-бра-лись бра-тия, они воз-двиг-ли храм во имя свя-то-го Ни-ко-лая, устро-и-ли оби-тель (1535), в ко-то-рой пре-по-доб-ный был игу-ме-ном. Близ церк-ви на-хо-дил-ся ко-ло-дец, вы-ко-пан-ный са-мим пре-по-доб-ным. По-сле кон-чи-ны свя-то-го в 1540 го-ду те-ло его бы-ло по-гре-бе-но, по за-ве-ща-нию, при вхо-де в храм, а спу-стя 16 лет бы-ло по-ло-же-но в са-мом хра-ме. Па-мять пре-по-доб-но-го Лон-ги-на со-вер-ша-ет-ся по осо-бой служ-бе, с крат-ким жиз-не-опи-са-ни-ем, со-став-лен-ной в дав-нее вре-мя.

    Полное житие преподобного Лонгина Коряжемского

    Пре-по-доб-ный Лон-гин был ос-но-ва-те-лем Ни-ко-ла-ев-ско-го Ко-ря-жем-ско-го мо-на-сты-ря.

    Преж-де по-се-ле-ния сво-е-го у реч-ки Ко-ря-жем-ки пре-по-доб-ный Лон-гин под-ви-зал-ся в оби-те-ли пре-по-доб-но-го Пав-ла Об-нор-ско-го, или Ко-мель-ско-го. Он при-был в эту оби-тель в мо-ло-дых ле-тах, про-шел там длин-ный ряд раз-лич-ных по-слу-ша-ний, до-жил до стар-че-ских се-дин и при-об-рел нема-лую опыт-ность в ино-че-ской жиз-ни, так что стал всем из-ве-стен как ста-рец ис-пы-тан-ный и до-стой-ный ис-крен-не-го по-чи-та-ния. У него был друг и со-бе-сед-ник в со-сед-нем Кор-ни-ли-е-ве мо-на-сты-ре - инок Си-мон, соль-вы-че-год-ский уро-же-нец. Мно-го-люд-ные об-ще-жи-тия Пав-ло-вой и Кор-ни-ли-е-вой оби-те-ли и воз-рас-тав-шее к ним вни-ма-ние бра-тии тя-го-ти-ли скром-ных ино-ков Лон-ги-на и Си-мо-на. Они ста-ли скло-нять-ся к мыс-ли об уеди-нен-ных по-дви-гах вда-ли от мно-го-люд-но-го брат-ства. Мож-но пред-по-ла-гать, что Си-мон охот-но вспо-ми-нал в этих бе-се-дах о сво-ей ро-дине и вос-хва-лял ее уеди-нен-ные пу-стын-ные ме-ста, весь-ма при-спо-соб-лен-ные к жиз-ни от-шель-ни-че-ской.

    По-се-му два дру-га оста-ви-ли свои мо-на-сты-ри и по-шли ис-кать се-бе для жи-тель-ства та-кое ме-сто, где бы, не раз-вле-ка-ясь ни-чем, неве-до-мо для лю-дей, все-це-ло по-свя-тить се-бя на слу-же-ние Бо-гу. Пре-по-доб-ный Лон-гин нес с со-бою де-ре-вян-ный крест, ко-то-рый ему да-ли в бла-го-сло-ве-ние от оби-те-ли. Это про-изо-шло в 1535 или в 1537 гг. Спу-стив-шись во-дою от Во-лог-ды до Устю-га, стран-ни-ки ско-ро до-стиг-ли Соль-вы-че-год-ска и на неко-то-рое вре-мя оста-но-ви-лись в та-мош-нем Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре, а по-том от-пра-ви-лись в даль-ней-ший путь. Вый-дя из го-ро-да, они по-шли вверх по ле-во-му бе-ре-гу ре-ки Вы-че-гды и, дой-дя до устья реч-ки Ко-ря-жем-ки, оста-но-ви-лись на ее бе-ре-гу в глу-хом ле-су. Здесь они по-стро-и-ли спер-ва кел-лию, а по-том и ча-сов-ню.

    Од-на-ко бла-жен-ный Си-мон недол-го про-был с Лон-ги-ном при устье Ко-ря-жем-ки. По-со-бив стар-цу устро-ить-ся, он по-шел да-лее по Вы-че-где, на реч-ку Сой-гу, за 60 верст от Ко-ря-жем-ки. Пре-по-доб-ный Лон-гин остал-ся один и весь пре-дал-ся бо-го-мыс-лию, дни и но-чи про-во-дя в мо-лит-вах и псал-мо-пе-нии. Ско-ро весть об от-шель-ни-ке раз-нес-лась по окрест-но-стям, и к нему ста-ли при-хо-дить лю-ди, же-лав-шие раз-де-лить с ним пу-стын-ные тру-ды. На-прас-но ста-рец спер-ва пы-тал-ся всем от-ка-зы-вать, пред-став-ляя труд-ность жиз-ни в пу-стом ме-сте, со-вер-шен-ное от-сут-ствие средств к про-пи-та-нию и свое же-ла-ние жить од-но-му в уеди-не-нии и бо-го-мыс-лии. Та-кие ре-чи еще бо-лее рас-по-ла-га-ли к нему при-хо-дя-щих, так что по-стро-ен-ная им ча-со-вен-ка уже не мог-ла вме-щать всех по-се-лив-ших-ся воз-ле него пу-стын-ни-ков и на-доб-но бы-ло по-за-бо-тить-ся о по-стро-е-нии мо-лит-вен-но-го по-ме-ще-ния бо-лее об-шир-но-го. Бра-тия ста-ли про-сить стар-ца вме-сто ча-сов-ни со-ору-дить цер-ковь и учре-дить при ней пра-виль-ное об-ще-жи-тие. Не так ду-мал, не то-го же-лал пре-по-доб-ный Лон-гин для се-бя са-мо-го. Од-на-ко он при-нял же-ла-ние бра-тии за ука-за-ние свы-ше, и не ре-шил-ся инок, дав-но от-рек-ший-ся от сво-ей во-ли, про-ти-вить-ся во-ле Бо-жи-ей. Он по-стро-ил храм во имя свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, тра-пе-зу и дру-гие необ-хо-ди-мые для об-ще-жи-тия служ-бы - так сло-жи-лась оби-тель Ко-ря-жем-ская, а пре-по-доб-ный Лон-гин был в ней игу-ме-ном.

    Вре-мя недол-го-го управ-ле-ния его но-вой оби-те-лью бо-га-то при-ме-ра-ми неусып-ных тру-дов его и ду-хов-ной опыт-но-сти. Пре-по-доб-ный Лон-гин, несмот-ря на свои уже немо-ло-дые го-ды, ста-рал-ся всех пре-взой-ти по-движ-ни-че-ством и тру-да-ми. Еще до-се-ле со-хра-нил-ся вы-ко-пан-ный им ко-ло-дезь, устро-ен-ный в са-мой брат-ской тра-пе-зе, а ныне сто-я-щий воз-ле хра-ма на от-кры-том ме-сте; це-ла и жест-кая вла-ся-ни-ца, ко-то-рой он из-ну-рял свое пост-ни-че-ское те-ло.

    Бла-жен-ная кон-чи-на пре-по-доб-но-го Лон-ги-на по-сле-до-ва-ла 10 фев-ра-ля 1540 г. Уми-рая, сми-рен-ный ста-рец за-по-ве-дал уче-ни-кам сво-им по-хо-ро-нить его при вхо-де в храм, чтобы все иду-щие в цер-ковь и из церк-ви по-пи-ра-ли его мо-ги-лу. Бра-тия не сме-ли ослу-шать-ся за-ве-ща-ния и по-греб-ли сво-е-го игу-ме-на «у лест-ни-цы па-перт-ныя», там, где он при-ка-зал.

    Но Гос-подь вско-ре, еще при жиз-ни тех, ко-то-рые по-гре-ба-ли пре-по-доб-но-го Лон-ги-на, про-сла-вил те-ло его нетле-ни-ем и чу-де-са-ми. В 1557 го-ду устюж-ский во-е-во-да князь Вла-ди-мир на-хо-дил-ся в силь-ном рас-слаб-ле-нии и не мог дви-нуть ни ру-кою, ни но-гою; бо-лезнь его бы-ла так упор-на, что ле-кар-ства не при-но-си-ли боль-но-му ни ма-лей-шей поль-зы. На-хо-дясь в столь без-на-деж-ном со-сто-я-нии, во-е-во-да од-на-жды уви-дел во сне стар-ца, ко-то-рый ска-зал ему: «Князь Вла-ди-мир, ес-ли хо-чешь быть здо-ров, мо-лись Бо-гу и обе-щай-ся вско-ре по-быть в Ко-ря-жем-ском мо-на-сты-ре и при-ка-жи игу-ме-ну и бра-тии пе-ре-не-сти на иное ме-сто те-ло на-чаль-ни-ка то-го мо-на-сты-ря игу-ме-на Лон-ги-на. Ибо непри-лич-но те-лу Лон-ги-на по-чи-вать на том ме-сте, где оно ныне на-хо-дит-ся».

    Явив-ший-ся ста-рец по-дроб-но рас-ска-зал, где на-хо-дит-ся те-ло и ку-да пе-ре-не-сти его. Про-бу-див-шись от сна, во-е-во-да весь-ма ди-вил-ся необы-чай-но-сти и яс-но-сти сво-е-го сно-ви-де-ния и ре-шил-ся немед-лен-но от-пра-вить-ся на Ко-ря-жем-ку. По при-бы-тии в мо-на-стырь он сам ука-зал ме-сто, где был по-гре-бен пре-по-доб-ный и ку-да сле-до-ва-ло пе-ре-не-сти его, хо-тя до то-го вре-ме-ни не толь-ко ни-ко-гда не бы-вал в мо-на-сты-ре, но да-же и не слы-хал о нем. Ко-гда, по его сло-вам, гроб пре-по-доб-но-го Лон-ги-на был вы-нут из мо-ги-лы и пе-ре-не-сен в но-вую, близ се-вер-ной сте-ны церк-ви, князь тот-час же сде-лал-ся со-вер-шен-но здо-ро-вым, как буд-то не под-вер-гал-ся бо-лез-ни. Ра-ду-ясь и бла-го-да-ря Бо-га и Его угод-ни-ка за свое чу-дес-ное ис-це-ле-ние, он рас-ска-зал игу-ме-ну и бра-тии о быв-шем ему сно-ви-де-нии и при-ка-зал над гро-бом пре-по-доб-но-го устро-ить па-лат-ку или ча-сов-ню. Ко-гда слух об ис-це-ле-нии во-е-во-ды раз-нес-ся в на-ро-де, мно-гие ста-ли при-хо-дить в мо-на-стырь и слу-жить над гро-бом пре-по-доб-но-го па-ни-хи-ды, и все при-хо-див-шие с ве-рою по-лу-ча-ли ис-це-ле-ние от бо-лез-ней.

    По-ра-зи-тель-ное чу-до про-изо-шло в Ко-ря-жем-ском мо-на-сты-ре 11 фев-ра-ля 1618 г. Игу-мен Фе-о-до-сий с иеро-мо-на-хом Ди-о-ни-си-ем, свя-щен-ни-ком Гав-ри-и-лом и дья-ко-ном Филип-пом со-вер-ша-ли со-бор-ную па-ни-хи-ду в гро-бо-вой па-лат-ке; то-гда инок Иро-ди-он вне-зап-но уви-дел сре-ди слу-жа-щих стар-ца с си-я-ю-щим пост-ни-че-ским ли-цом и круг-лой се-дой бо-ро-дой, в свет-лых и дра-го-цен-ных свя-щен-ни-че-ских ри-зах. Во все вре-мя со-вер-ше-ния па-ни-хи-ды Иро-ди-он при-сталь-но смот-рел на него, удив-ля-ясь вне-зап-но-му его по-яв-ле-нию меж-ду слу-жа-щи-ми и ду-мая, кто бы это был, ему неиз-вест-ный? Еще бо-лее он был по-ра-жен, ко-гда по окон-ча-нии па-ни-хи-ды ста-рец стал неви-дим. Ко-гда Иро-ди-он тут же пе-ред все-ми с клят-вой объ-явил о сво-ем ви-де-нии, то все при-зна-ли, что это был сам пре-по-доб-ный Лон-гин, и ста-ли усерд-нее от-прав-лять по нем па-ни-хи-ду.

    Агрип-пи-на, же-на соль-вы-че-год-ска-го куз-не-ца Ва-си-лия Ху-до-но-го-ва, стра-да-ла па-ду-чей бо-лез-нью. Бо-лезнь уси-ли-ва-лась, улуч-ше-ния неот-ку-да бы-ло ждать. Жен-щи-на да-ла обет схо-дить в Ко-ря-жем-ский мо-на-стырь и по-кло-нить-ся гро-бу пре-по-доб-но-го Лон-ги-на. Ис-пол-няя обет, боль-ная все вре-мя пре-бы-ва-ния в мо-на-сты-ре про-во-дит за мо-лит-вой в гро-бо-вой па-лат-ке. Од-на-жды, ко-гда она с осо-бен-ным усер-ди-ем и мно-ги-ми сле-за-ми мо-ли-ла пре-по-доб-но-го о сво-ем ис-це-ле-нии, вне-зап-но ее уда-ри-ло о зем-лю, и так силь-но, что она ка-за-лась умер-шей. Ма-ло-по-ма-лу, как бы про-буж-да-ясь от тя-же-ло-го сна, Агрип-пи-на на-ча-ла дви-гать-ся, при-хо-дить в со-зна-ние и на-ко-нец се-ла, чув-ствуя се-бя со-вер-шен-но сво-бод-ной от страш-но-го неду-га. За-явив о сво-ем ис-це-ле-нии игу-ме-ну и бра-тии, она в бла-го-дар-ность за по-лу-чен-ную по-мощь, да-ла обе-ща-ние три ра-за в год при-хо-дить на по-кло-не-ние ко гро-бу пре-по-доб-но-го Лон-ги-на.

    Дру-гая жен-щи-на, Ан-на, же-на кре-стья-ни-на Па-че-о-зер-ской во-ло-сти Ан-ти-пы На-до-зер-ско-го, под-верг-лась отрав-ле-нию. Злые лю-ди, по-ку-шав-ши-е-ся на ее це-ло-муд-рие и от-верг-ну-тые ею, да-ли «ей отра-ву смерт-ную, чтобы не ви-деть кра-со-ты ее». Невоз-мож-но опи-сать тех му-че-ний, ка-кие вы-но-си-ла несчаст-ная жен-щи-на. Боль в жи-во-те до-во-ди-ла ее до умо-ис-ступ-ле-ния. Об-лег-чить бо-лезнь ни-что не мог-ло. Вспом-ни-ла боль-ная о пре-по-доб-ном Лон-гине и ста-ла про-сить му-жа от-вез-ти ее в Ко-ря-жем-ский мо-на-стырь. Вслед за тем она под-верг-лась страш-но-му при-пад-ку, во всем те-ле ее не оста-лось ме-ста, ка-ким бы она не би-лась и не стра-да-ла. В то же вре-мя ей явил-ся ста-рец и обе-щал ис-це-ле-ние, ес-ли она ис-пол-нит на-ме-ре-ние по-кло-нить-ся гро-бу пре-по-доб-но-го Лон-ги-на. Оч-нув-шись, она рас-ска-за-ла о ви-де-нии му-жу, а тот по-спе-шил вез-ти ее в оби-тель. Здесь в церк-ви с ней воз-об-но-вил-ся при-па-док, а ко-гда ве-ли ее ко гро-бу пре-по-доб-но-го в па-лат-ку, то она уда-ри-лась о зем-лю и дол-го ле-жа-ла как мерт-вая; про-бу-див-шись, она под-ня-лась здо-ро-вой и со сле-за-ми гром-ко бла-го-да-ри-ла Бо-га и угод-ни-ка Его пре-по-доб-но-го Лон-ги-на.

    Устюж-ский свя-щен-ник Гав-ри-ил от церк-ви ве-ли-ко-му-че-ни-цы Вар-ва-ры был дол-го нездо-ров но-га-ми, так что со-вер-шен-но не мог хо-дить. По-сле бес-плод-но-го ле-че-ния у раз-ных вра-чей он по-про-сил от-вез-ти его в Ко-ря-жем-ский мо-на-стырь. Здесь он был по-ме-щен в кел-лии про-тив две-рей гро-бо-вой па-лат-ки. Од-на-жды днем боль-ной, вы-полз-ши из кел-лии в се-ни и при-от-крыв на-руж-ную дверь, чи-тал ка-нон пре-по-доб-но-му, со сле-за-ми про-ся се-бе ис-це-ле-ние. Во вре-мя та-кой мо-лит-вы он вдруг слы-шит го-лос: «Гав-ри-ил, Гав-ри-ил!». Взгля-нув на ча-сов-ню, он уви-дел на две-рях ее пре-по-доб-но-го в бле-стя-щих свя-щен-ни-че-ских ри-зах и при-зы-ва-ю-ще-го его к се-бе. Боль-ной на-пря-гал все свои си-лы, с ве-ли-ким тру-дом и нестер-пи-мой бо-лью в но-гах полз к ча-совне, но ко-гда он до-стиг ча-сов-ни, там ни-ко-го уже не бы-ло. Свя-щен-ник при-пал ко гро-бу пре-по-доб-но-го, мо-лил-ся и во вре-мя мо-лит-вы вы-здо-ро-вел.

    Вес-ною 1646 го-да кре-стья-нин Лупп Опух-ля-нов из мо-на-стыр-ской де-рев-ни Емы-ше-ва по-ра-нил се-бе ру-ку то-по-ром. В до-са-де и яро-сти он на-чал сквер-но-сло-вить, про-кли-нать тот день и бо-го-хуль-ство-вать. Не успо-ко-ив-шись, по-бе-жал он из до-ма в лес и там по-чув-ство-вал, что сла-бе-ет, те-ря-ет со-зна-ние. Ед-ва-ед-ва до-брал-ся он до-мой. Дол-го бо-лел кре-стья-нин. Бо-лезнь его уси-ли-лась. Жда-ли, что он умрет, и уже на-пут-ство-ва-ли его Свя-ты-ми Тай-на-ми. Но вот - это бы-ло 2 мая - он за-был-ся и ви-дит, что во-шел к нему све-то-об-раз-ный ста-рец, уко-рил его за ху-лу на Бо-га и на-ста-и-вал, чтобы он мо-лил-ся Бо-гу и Пре-чи-стой Его Ма-те-ри и по-шел в мо-на-стырь на по-клон ко гро-бу пре-по-доб-но-го. Род-ные ду-ма-ли, что Лупп уже кон-ча-ет-ся, а он, оч-нув-шись, рас-ска-зал о ви-де-нии, на-чал по-прав-лять-ся и ско-ро по-шел в мо-на-стырь со-вер-шен-но здо-ро-вым.

    По-чи-та-ние пре-по-доб-но-го бла-го-да-ря мно-го-чис-лен-ным чу-де-сам рас-про-стра-ня-лось. Епи-скоп Вят-ский и Ве-ли-ко-перм-ский Алек-сандр, быв-ший ра-нее (с 1643 по 1651 гг.) игу-ме-ном Ко-ря-жем-ско-го мо-на-сты-ря, 9 мая 1665 го-да при-ка-зал за-ло-жить в мо-на-сты-ре ка-мен-ную цер-ковь в честь Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы с при-де-лом свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, да-вал сред-ства на по-стро-е-ние, а 9 фев-ра-ля 1671 го-да освя-тил уже эту цер-ковь. Ме-сто по-гре-бе-ния пре-по-доб-но-го Лон-ги-на при-шлось те-перь внут-ри церк-ви, при се-вер-ной стене, и над ним устро-е-на бы-ла гроб-ни-ца, укра-шен-ная по-зо-ло-чен-ной резь-бой и по-кры-тая пе-ле-ной с вы-ши-тым изо-бра-же-ни-ем пре-по-доб-но-го и ска-за-ни-ем о пе-ре-не-се-нии мо-щей его. Усерд-ный по-чи-та-тель пре-по-доб-но-го Лон-ги-на епи-скоп Алек-сандр со-ста-вил ему и служ-бу. Па-мять Ко-ря-жем-ско-го по-движ-ни-ка празд-ну-ет-ся мест-но. Празд-но-ва-ние пре-по-доб-но-му Лон-ги-ну уста-нов-ле-но епи-ско-пом Во-ло-год-ским Они-си-фо-ром, ко-то-рый за-ни-мал ка-фед-ру с 1814 по 1827 гг.

    Перевод: По слову Учителя Христа крест на плечо твое взял ты (), все житейское отринув, и образ Животворящего Древа в пустынь принес, где до сих пор исцеления обильно изливаются с верой приходящим к тебе.

    Молитва преподобному Лонгину Коряжемскому

    О, вели́кий уго́дниче, пресла́вный чудотво́рче и оби́тели на́шея Богодохнове́нный наста́вниче, Ло́нгине преблаже́нне, душе́ю на Небеси́ Престо́лу всех Царя́ предстоя́й, те́лом же во святе́й оби́тели сей почива́яй и разли́чная чудеса́ повсю́ду моли́твами твои́ми соверша́яй! При́зри ми́лостивно на лю́ди предстоя́щия и твоего́ ко Го́споду Бо́гу хода́тайства во обдержа́щих ну́ждах прося́щия, вси бо мы по мно́жеству грехо́в на́ших не сме́ем ниже́ возвести́ оче́с на́ших на не́бо. Ты же, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, принеси́ за всех, к тебе́ притека́ющих, те́плыя моли́твы ко Го́споду, е́же изба́витися нам от гла́да, пото́па, тру́са, огня́, меча́ и бра́ни, от люде́й и от диа́вола быва́ющия, и от вся́кия душе́вныя и теле́сныя боле́зни, да сих избежа́вше и Го́споду, Ему́ же предстои́ши, рабо́тающе, вни́дем в неконча́емый поко́й и просла́вим та́мо с тобо́ю всех благи́х Пода́теля Бо́га, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    В нашем храме находится чтимый образ святого мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни. Еженедельно по четвергам в 11.30 перед иконой совершается водосвятный молебен об исцелении глазных болезней.

    Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину - это Сын Божий» (Мф. 27,54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя).

    После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома - тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь