• Критерии истины, виды и примеры. Диалектика-материалистическая концепция истины В диалектическом материализме критерием истины считается

    25.10.2020

    Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности". "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

    Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности. Оно является главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, многие философы XX Века. Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

    1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит - объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человек, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей

    2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

    3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется; это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему; это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.



    Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

    При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе). В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом. преувеличение устойчивого момента - есть догматизм. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

    1)характером объекта к которому относится;

    2)условиями места, времени;

    3)ситуации, историческими рамками.
    Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

    Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами. Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность. плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин). Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духосного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

    При этом постоянный спутник истины -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждение следует отличать ото лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

    Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

    Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).

    Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.

    Есть разные точки зрения на критерий истины(критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось -никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).
    Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов. Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); когерентность (взаимосоответствие суждений); -конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

    Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму,

    инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

    Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие "деятельность".

    Практика - активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

    С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

    В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это:

    Материальное производство (труд);

    Социальная деятельность;

    Научный эксперимент;

    Техническая деятельность;

    Военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания. Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

    1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики - креативная функция;

    2.практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами детерминирующая функция;

    3.практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция;

    4. практика представляет собой и решающий критерий истины - критериальная функция.
    Остановимся на последней функции. Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения.

    Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

    Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально­логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий. Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М. Хайдеггера и К. Лоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок, свободы, хотения.

    Понятие истины близко к понятию правда. Правда - истина на деле, истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде, значит поступать поистине, по справедливости (Вл. Даль). Тем самым правда, шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль. С другой стороны, это свидетельство об аксиологическом аспекте истины. Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.

    Субъективные критерии истины:

    − критерий верификации – сведение утверждений к конечным основам вещи;

    − фальсификация – истинное утверждение только то, которое содержит в себе исключения из данного правила;

    − непротиворечивость утверждений, логичность анализа.

    Непосредственной целью познания является постижение истины, но поскольку процесс познания - это сложный процесс приближения в мышлении образа к объекту, по-

    стольку диалектико-материалистическое понимание исти-

    ны включает несколько аспектов ее рассмотрения. Точнее, истину следует рассматривать как определенную гносеологическую систему . Теория же истины предстает как система взаимосвязанных категорий. Важнейшее понятие теории истины - «объективность истины». Под этим понимается обусловленность содержания знания предметом познания. Объективной истиной называют такое содержание знания, которое не зависит от познающего субъекта («человека и человечества»). Например, утверждение «Земля вращается вокруг своей оси».

    Объективность истины - самое существенное свойство истины. Знание только тогда значимо (ценно), когда оно заключает в себе объективное содержание. В.Г. Белинский писал: «Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше». Однако, подчеркивая объективность истины, не следует забывать, что как способ освоения действительности человеком истина субъективна .

    Диалектико-материалистическое учение об истине существенно отличается от постановки этого вопроса не только у идеалистов, но и у домарксовских материалистов, не понимавших диалектики познания. После признания объективной истины возникает новый вопрос: могут ли человеческие представления выражать объективную истину сразу, целиком, абсолютно или только приблизительно, относительно? Гегель писал: «Истина не есть отчеканенная монета, которая

    может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1929–1937. Т. 4. С. 20).

    Постижение истинностного знания - внутренне противоречивый процесс , связанный с постоянным преодолением заблуждений. Познание есть процесс движения от знания ограниченного, приблизительного ко все более глубокому и всеоб-

    щему. На различиях степеней полнотыотражения , присущих разным этапам становления и развития знания, основывается разграничение между относительной и абсолютной истинами, а также понимание познания как диалектического движения от относительных истин к абсолютной истине как наиболее полному и точному воспроизведению мира.

    Относительная истина - это приблизительное совпадение знания с объектом. Относительность истины обусловлена следующими факторами: (1) субъективностью форм отражения (актов человеческой психики); (2) приблизительностью (ограниченностью) всякого знания; (3) ограниченностью области отражения в конкретных актах познания;

    (4) влиянием на отражение идеологии; (5) зависимостью истинности суждений от типа и структуры языка теории;

    (6) ограниченностью уровня практики. Примером относительной истины можно считать утверждение «Сумма внутренних углов треугольника равна 180˚», так как оно верно только в эвклидовой геометрии.

    Абсолютная истина характеризует знания со стороны их устойчивости, полноты и неопровержимости. В диалек- тико-материалистической гносеологии термин «абсолютная истина» употребляется в трех различных смыслах : (1) как полное исчерпывающее знание обо всем, что было, есть и будет; (2) объективное содержание знания в составе знания относительного; (3) так называемые «вечные» истины, то есть истины конкретного факта. Например, «Наполеон умер 5 мая 1821 года», «Белинский - 26 мая 1848 года».

    Единство теории и практики, знания и деятельности находит выражение в принципе конкретности истины. Конкретность истины - это свойство истины, основанное на полноте отражения и учете конкретных условий существования и познания того или иного объекта в связи с практическими потребностями.

    3. Практика как критерий истины

    В диалектико-материалистической гносеологии общест-

    венно-историческая практика выступает критерием исти-

    ны потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредственной действительности. Практика соединяет и соотносит объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью о нем. Именно в практике проявляется действительность и мощь нашего мышления. Не случайно Карл Маркс отмечал: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 1). Еще более убедителен Фридрих Энгельс: «…мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 284). Практика является одновременно и абсолютным (в смысле фундаментальности), и относительным критерием истины. Как основной критерий истины практика позволяет нам бороться против идеализма и агностицизма . Практика является относительным критерием, так как она носит конкретно-исторический характер. И это не позволяет нашим знаниям превратиться в «абсолют». Практика в этом случае направлена против догматизма . В то же время, когда знание (теория) расходится с

    практикой, надо отнестись критически не только к знанию,

    но и к практике.

    Практика является не только определенным критерием истины, но и критерием определенности познания и знания. Именно она задает им определенность. Соотнесенность понятий, знания с практикой наполняет их конкретным содержанием и устанавливает пределы учета в принципе бесконечной связи познаваемого объекта с другими объектами. И в пределах, установленных практикой (уровнем ее развития, практическими потребностями и задачами), соответствие знания действительности становится достаточно определенным и может быть в этом смысле исчерпывающим. В противном случае мы будем оставаться на позициях абсолютного релятивизма и не сможем решить даже простой познавательной задачи обыденной жизни типа шутки «Сколько надо на зиму дров?». Философский смысл указанной шутки легко улавливается из ее содержания. Один молодой человек, городской по своей природе житель, переехал в сельскую местность и решил уточнить у своего сельского приятеля: сколько надо на зиму дров? Приятель обладал не только житейским опытом деревенской жизни, но и юмором, поэтому на вопрос он ответил вопросом:

    - Это смотря какая изба? Городской пояснил какая. Первый снова спросил:

    - Это смотря сколько печей? Второй ответил сколько. Вновь последовал вопрос:

    - Это смотря какие дрова?

    - Березовые, - сказал городской.

    - Это смотря какая зима? - рассуждал деревенский.

    И диалог продолжался. И мог продолжаться без конца.

    S: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно» – это высказывание…

    +: Г.В. Ф. Гегеля

    S: Укажите правильную формулировку трёх законов диалектики в философском учении Гегеля:

    +: закон отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей

    S: Укажите формулировку категорического императива И. Канта:

    +: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом»

    S: Представители классической немецкой философии -…

    +: К.Маркс, Ф. Энгельс

    S: Антропологическим материализмом называют учение, которое создал…

    +: Л. Фейербах

    S: Гуманисты эпохи Возрождения -…

    +: Николай Кузанский, Николай Коперник

    S: Представитель рационализма в философии Нового времени -…

    +: Р. Декарт

    Западная философия XIX-XXI вв.

    S: Марксистская философия – это…

    +: диалектический и исторический материализм

    S: О. Конт и Г. Спенсер – представители…

    +: позитивизма

    S: У истоков учения о ноосфере в начале ХХ века стояли...

    +: В. И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден

    S: Проблема значения «пограничных ситуаций» в достижении человеком подлинного существования разрабатывалась в философском учении ХХ века -...

    +: экзистенциализм

    S: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей – представители…

    +: «философии жизни»

    S: Экзистенциализм получил свое название от термина «экзистенция», что означает…

    +: существование

    S: Представители неопозитивизма -…

    +: М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн

    S: Философское направление, представители которого считают, что подлинное знание может быть получено только средствами естественных наук -…

    +: позитивизм

    S: Учение об архетипах (коллективном бессознательном) создал…

    +: В. К. Юнг

    S: Укажите суть материалистического понимания истории в марксизме:

    +: материальное производство играет определяющую роль по отношению к другим

    S: Одна из важнейших категорий философского учения Ф. Ницше –…

    +: «воля к власти»

    S: Учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и В. Дильтея объединяются в направлении, получившем название «философия жизни», потому что в них…

    +: утверждается необходимость замены категории «бытие» на понятие «жизнь»

    S: В логическом позитивизме утверждается, что…

    +: философия не имеет предмета исследования, так как не является наукой о реальности

    S: Теория истолкования текстов -…

    +: герменевтика

    S: Один из основоположников диалектико-материалистического учения, автор теории общественно-экономических формаций -…

    +: К. Маркс

    Русская философия

    S: В основе философского учения Вл. Соловьева лежит идея…

    +: всеединства

    S: Представителями русского космизма были…

    +: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский

    S: «Славянофилы» 40-х гг. XIX века…

    +: в самобытности исторического прошлого России видели залог ее всечеловеческого призвания

    S: Представители русского космизма -…

    +: В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров

    S: Представители славянофильского учения в России XIX в. -…

    +: А.С. Хомяков, И. В. Киреевский

    S: Русские религиозные философы XX в. -….

    +: С. Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков

    S: Произведение П. Я. Чаадаева, положившее начало дискуссии западников и славянофилов называется...

    +: «Философские письма»

    S: Теория культурно-исторических типов была разработана…

    +: Н.Я. Данилевским

    S: Наиболее характерной чертой русской философии является…

    +: обостренное внимание к проблемам этики, смысла человеческой жизни

    S: Основоположник русского марксизма -…

    +: Г.В. Плеханов

    Предмет и функции философии

    S: В отличие от математики и естествознания, философское познание выступает как…

    +:универсальное теоретическое познание, способность интеллекта к сверхопытному постижению реальности

    S: Термин «философ» впервые употребил…

    +: греческий математик и мыслитель Пифагор

    S: Любовь к мудрости – это перевод с греческого языка термина…

    +: философия

    S: К вечным проблемам человеческого бытия НЕ относятся проблемы…

    +: глобализации

    S: Интегративная функция философии заключается в том, что она…

    +: сводит знания, доставляемые различными дисциплинами, в единую целостную научную картину мира

    S: Способность философии опережать научные открытия отражается в ### функции/

    +: прогностической

    Онтология

    S: Основная проблема, решавшаяся философами Милетской школы в Древней Греции - …

    +: проблема первоначала мира

    S: Основа бытия, существующая сама по себе, независимо ни от чего другого, -…

    +: субстанция

    S: Онтология – это…

    +: учение о бытии, о его фундаментальных принципах

    S: Первоосновой мира в философии Гегеля является…

    +: Абсолютная Идея

    S: Укажите тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

    +: «начало всех вещей - вода»

    S: Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма, -…

    +: индивидуальное бытие человека

    S: Продолжите следующее определение: всеобщая, универсальная и единственная в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность, называется…

    +: внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует

    S: Укажите трактовку природной формы бытия в философии:

    +: материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т.п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем

    S: Основоположники марксизма под бытием понимали…

    : некое духовное начало

    S: Основополагающая часть метафизики - онтология – означает…

    +: учение о предельных, фундаментальных основах бытия

    S: Укажите наиболее распространённую точку зрения на то, что такое бытие:

    S: Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется…

    +: материей

    S: В марксизме материя трактуется как…

    +: объективная реальность

    S: Материя есть первоисточник бытия, утверждает…

    +: материализм

    +: материя

    S: Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, -…

    +: пространство

    S: В диалектическом законе взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывается…

    +: механизм развития

    S: Философское понятие, которым обозначается способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности других систем в процессе взаимодействия с ними, -…

    +: отражение

    S: Учение, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами, -…

    +: дуализм

    +: материя

    S: В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея…

    +: сложной системной организации материи

    S: Развивая диалектическое представление о мире, марксизм рассматривает материю как…

    +: бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира, существующее только в многообразии конкретных объектов, через них, но не наряду с ними

    S: Укажите понятие материи в материализме:

    S: Основное свойство движения материи -…

    +: движение есть изменение вообще, способ существования материи

    S: Способ существовании материи -…

    +: движение в пространстве и времени

    S: Учение о том, что «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи», разработано …

    +: диалектическим материализмом

    S: В древнегреческой философии движение, любое изменение понималось как иллюзия чувственного мира в учении…

    +: Парменида

    S: Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному -…

    +: регресс

    S: Всякое изменение, взаимодействие, развертывающиеся в пространстве и во времени – это…

    +: движение

    S: Высшая форма движения материи – это…

    +: социальное движение

    S: Постепенные изменения в обществе и природе -…

    +: эволюция

    S: Социальная форма движения материи не может быть осуществлена без…

    +: сознания - общественного и индивидуального, которое встроено в общественную

    S: Форма движения материи, не указанная в классификации, предложенной Ф.Энгельсом -…

    +: кибернетическое

    S: Движение как способ существования материи – это…

    +: изменение вообще

    Пространство-время

    S: Форма бытия материи, характеризующая протяжённость, структурность любых материальных систем, обозначается понятием…

    +: пространство

    S: Совокупность отношений, выражающих координацию изменяющих друг друга состояний их последовательность и длительность – это…

    S: Пространство и время есть врожденные, доопытные формы чувственности. Так считал…

    S: Последовательность состояний отражает категория…

    +: времени

    +: пространство

    S: Укажите сущность реляционной концепции пространства и времени:

    +: пространство и время зависят от материальных процессов и выражают взаимоотношения реальных объектов

    S: Не является свойством времени…

    -: необратимость

    S: Не является свойством пространства…

    +: хаотичность

    S: Социальное время и социальное пространство имеют сложную структуру, которая выражается в том, что…

    +: они формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать

    S: Социальное пространство-время вписано в пространство биосферы и космоса и имеет свою специфику. Укажите её:

    +: формируется благодаря деятельности людей и несёт на себе печать социальных

    S: Социальное время есть мера изменчивости общественных процессов. Это выражается в том, что…

    +: на разных этапах развития общества время имело свои характеристики: замедленное - на ранних, нацеленное на будущее, как бы уплотнено и ускорено – на более поздних

    S: Связь между движущейся материей, пространством и временем выявила…

    +: теория относительности

    +: весь мир структурно организован, то есть все части и элементы определённым образом расположены друг относительно друга

    S: Укажите свойство, которое не является характеристикой пространства:

    +: свойство постоянной изменчивости

    S: Пространство и время понимались как самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, от движущихся тел, от материи в целом в рамках концепции, получившей название…

    +: реляционная

    S: Концепция, трактующая пространство и время как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами -…

    +: реляционная

    S: Философское понимание времени заключается в том, что время…

    +: время – это форма существования материи

    S: Укажите характеристику пространства как философской категории:

    +: для пространства как формы бытия материи, присущи такие свойства как

    Методология

    S: Мысленное или реальное расчленение объекта на элементы – это…

    S: Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое – это…

    S: Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория…

    +: сущности

    S: Наиболее общие фундаментальные понятия -это…

    S: Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется…

    +: атрибутом

    S: Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает…

    +: дуализм

    S: Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает…

    +: плюрализм

    S: Теория самоорганизации сложных систем именуется…

    +: синергетика

    S: Закон «отрицания отрицания» объясняет, …

    +: в какой форме осуществляется развитие

    S: Синергетика изучает…

    +: закономерности самоорганизации в открытых неравновесных системах

    S: Умение видеть в предметах разные аспекты, не теряя при этом представления об их единстве, а также способность к гибкому, разностороннему, многогранному подходу к одним и тем же явлениям формирует…

    +: диалектика

    S: Неотъемлемые свойства, без которых немыслимо существование какого-либо предмета, называются в философии…

    +: атрибутами

    S: Концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоположных тенденций, созданная в XX веке бельгийским учёным И.Пригожиным называется, …

    +: синергетика

    Диалектика

    +: явление

    +: случайное

    +: следствие

    +: действительное

    +: единичное

    6: Закон диалектики, раскрывающий источники самодвижения и развития мира -…

    7: Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития…

    +: закон перехода количественных изменений в качественные

    8: Ключевым моментом диалектической концепции является принцип…

    +: противоречия

    +: количество

    10: Не является законом диалектики -…

    +: закон о взаимопереплетении причин и следствий

    11: Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется…

    +: законом

    12: Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется…

    +: диалектика

    13: Закон – это…

    +: объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между

    явлениями

    14: Закон «взаимоперехода количества в качество» показывает, …

    +: каков механизм развития

    15: Ядром диалектики является…

    +: закон единства и борьбы противоположностей

    16: Целостной характеристикой «вещей» как систем с определённой структурой, выполняющих те или иные функции, существующих во взаимосвязи и отношениях с другими «вещами», является…

    +: качество

    17: Относительную устойчивость системы в определённом промежутке времени при сохранении основных признаков, характеристик, обеспечивающих её жизнедеятельность и существование, отражает категория…

    +: качество или качественная определённость

    18: Единственным критерием скачка в диалектике, независимо от скорости его протекания (интенсивной, постепенной, взрывной), служит…

    +: качественное изменение предмета, процесса, явления

    19: Переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое в результате превышения меры осуществляется…

    +: скачком

    20: Диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета, называется…

    21: Определённость предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов, называется…

    +: качеством

    22: Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием…

    +: качество

    23: Предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование -…

    +: возможность

    24: Однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечёт за собой вполне определённое явление-следствие, называется…

    +: необходимостью

    25: Синергетика – это междисциплинарная область знания, ориентированная на…

    +: поиск эволюции и самоорганизации открытых неравновесных нелинейных систем

    26: Стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга, являются…

    +: диалектическими противоположностями

    27: Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют…

    +: законами

    28: Проблема всеобщей обусловленности явлений им процессов в мире обозначается понятием…

    +: детерминизм

    29: Закон единства и борьбы противоположностей выражает…

    +: сущность процесса развития, его источник

    30: Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно показывает…

    +: механизм процесса развития

    31: Диалектико-материалистическое понимание общественной жизни характеризуется…

    +: утверждением, что общество развивается по тем же законам, что и природа

    Теории истины (классическая, когерентная, прагматистская, конвенциональная, диалектико-материалистическая). С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

    Истина - есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, т. е. соответствие наших знаний действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко:

    • а) объективная реальность (внешний мир);
    • б) субъективная реальность (внутренний духовный мир);

    Согласно классической концепции, истина есть знание, соответствующее действительности. С точки зрения такого подхода, главным свойством истины является объективность - независимость от человека. Например, Аристотель определял истину как соответствие знания предметам (корреспондентская теория).

    Согласно когерентной теории, истина - есть знание, согласованное с уже имеющимися теориями (Гегель).

    С точки зрения прагматизма, истина - знание, ведущее к успешному действию. Критерием истины является полезность, эффективность (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи).

    Согласно конвенционализму, истина является результатом соглашения ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории (А. Пуанкаре).

    Диалектико-материалистическая концепция истины дополняет и развивает классическую концепцию. Она включает в себя представления об объективной истине, абсолютной и относительной истине, конкретности истины.

    Объективная истина - такое содержание наших знаний, которое не зависит от воли и сознания людей и которое адекватно отражает предметы и явления действительности.

    Объективная истина включает в себя абсолютную и относительную истину.

    Абсолютная истина - это 1) полное, исчерпывающее знание о мире; 2) элементы знания, которые не подлежат изменению и уточнению в будущем.

    Относительная истина - 1) неполное, не исчерпывающее знание о мире, 2) элементы знания, которые будут в дальнейшем уточняться, развиваться.

    Классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями.

    Первая трудность связана с понятием действительности. Чтобы иметь возможность сопоставлять знание с действительностью, мы должны быть уверены в ее подлинности. А уверенности как раз нет, потому что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с нашим восприятием ее. Наши восприятия, сформированные образы не могут быть независимы от наших познавательных способностей. Круг замкнулся.

    Вторая трудность связана с необходимостью уточнения самого понятия «соответствие». Ведь отношения между мыслями и действительностью не являются простым соответствием. Мысль, образ - не копия действительности, а сложное идеальное образование, которое имеет многоуровневую структуру. Реально мы сравниваем знания с фактами, но сами факты так же выражаются в утверждениях. Следовательно, мы устанавливаем лишь соответствие одних утверждений другим.

    Третья трудность вызвана проблемами соответствия как такового. Как быть с утверждениями типа «все имеет причину», «энергия не уничтожается»? С какого рода конкретными объектами или фактами можно соотнести эти утверждения, если они относятся ко всему на свете?

    Четвертая трудность связана с наличием плюрализма истин. К примеру, человек изучает науки: биологию, медицину, антропологию, социологию, экономику, этику и т. д. Каждая из них дает свое знание о человеке, которое невозможно объединить в одно целое или предпочесть одно другому.

    Трудности классической концепции еще более очевидны на фоне обнаруженных в ней логических парадоксов. К примеру, парадокс лжеца. Если лжец утверждает о самом себе: «Я лгу», то он описывает факт своего неискреннего поведения. Вместе с этим его высказывание достоверно, поэтому истинно. Следовательно, лжец - достопорядочный человек, потому что он говорит истину.

    Вопрос о том, существует ли истина, выступал в исто­рии философии как проблема. Уже Аристотель приводит сложившиеся в его время различные позиции в решении этого важ­ного вопроса.

    Одни философы утверждали, что истины не существу­ет вообще и в этом смысле ничто не истинно. Обоснова­ние: истина есть то, чему присуще прочное бытие, в дей­ствительности же ничто не существует как нечто прочное, неизменное. Следовательно, все ложно, все существую­щее лишено реальности.

    Другие полагали, что все, что существует, существует как истинное, поскольку истина есть то, чему присуще бытие. Следовательно, все существующее истинно.

    Здесь следует иметь в виду, что истина не тождествен­на самому бытию вещей. Она есть свойство знания. Само же знание - результат размышления. Совпадение (тож­дество) содержания мысли (идеи, понятия, суждения) и содержания предмета есть истина. Таким образом, в са­мом общем и простом понимании истина - это соответ­ствие (адекватность, тождество) знания о предмете само­му предмету.

    В вопросе о том, что такое истина, разграничивают две стороны.

    1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, соответствие которого объекту не зависит от субъекта? Последовательный ма­териализм на этот вопрос отвечает положительно.

    2. Могут ли человеческие представления, выражаю­щие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, условно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соот­ношении истины абсолютной и относительной. Совре­менный материализм признает существование абсолют­ной и относительной истины.

    С точки зрения современного (диалектического) материализма истина существует , она единосущна , т.е. – объективна, абсолютна и относительна.

    Критерии истины

    В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:

      чувственное восприятие;

      ясность и отчетливость представления;

      внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;

      простота (экономность);

      ценность;

      полезность;

      общезначимость и общепризнанность;

      практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке) .

    Современный материализм (диалектический мате­риализм) рассматривает практику как основу позна­ния и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеоб­щности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике крите­рием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность).

    Абсолютность практики как критерия истины заклю­чается в том, что помимо практики не существует ника­кого другого окончательного критерия истинности.

    Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя дока­зать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положе­ния, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и оп­ровержения может быть понят и истолкован по-разно­му, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экс­периментом и поэтому является относительно истинной.

    Объективность истины

    Объективная истина - это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя нахо­дится вне сознания, тогда как истина существует в созна­нии, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержа­ние наших представлений о предмете соответствует это­му предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солн­ца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п. Эти утверждения объективно истинны, так как их содер­жание обнаруживает свое тождество с действительнос­тью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствует , либо не соответ­ствует действительности. Например, наше познание от­ношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответ­ствующим действительности, т.е. объективно истинным.

    Абсолютность и относительность истины

    Абсолютность и относительность истины характери­зует степень точности и полноты знаний.

    Абсолютная истина представляет собой полное тожде­ство (совпадение) содержания наших представлений о предмете и содержания самого предмета. Например: Земля вращается вокруг Солнца, я существую, Наполеон умер и т.п. Она есть исчерпывающее, точное и верное отраже­ние самого предмета иди отдельных его качеств, свойств, связей и отношений в сознании человека.

    Относительная истина характеризует неполное тож­дество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и самого предмета (действительности). Отно­сительная истина - это относительно точное для данных условий, для данного субъекта познания, относительно полное и относительно верное отражение действительно­сти. Например: сейчас день, материя есть вещество, со­стоящее из атомов и т. п.

    Чем определяется неизбежная неполнота, ограничен­ность и неточность наших знаний?

    Во-первых, самим объектом, природа которого может быть бес­конечно сложна и многообразна;

    Во-вторых, изменением (развитием) объекта, соответственно должны изменяться (развиваться) и уточняться наши знания;

    В-третьих, условиями и средствами познания: сегодня мы пользу­емся одними, менее совершенными приборами, средствами познания, а завтра - другими более совершенными (на­пример, лист, его строение при рассмотрении невооружен­ным глазом и под микроскопом);

    В-четвертых, субъектом познания (человек развивается соответ­ственно тому, как он научается воздействовать на природу, изменяя ее, он изменяется сам, а именно - растут его знания, совершенствуются познавательные способности, например, слово «любовь» в устах ребенка и взрослого чело­века - разные понятия).

    Согласно диалектике, абсолютная истина складыва­ется из суммы относительных истин, подобно тому, как, например, разбитый на части предмет можно аккуратно сложить, соединив похожие и совместимые его части, тем самым дать полную, точную, верную картину целого предмета. При этом, разумеется, каждая отдельная часть целого (относительная истина) отображает, но не полно, частично, фрагментарно и т.д. целый предмет (абсолют­ная истина).

    Следовательно, можно заключить, что исторически условна (конечна, изменчива и преходяща) форма , в которой выражено зна­ние, а не сам факт соответствия знания объекту , его объек­тивное содержание.

    Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании

    Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противоположно заблуждение.

    Заблуждение - это неправомерное превращение от­дельных моментов развивающейся истины во все целое, во всю истину или произвольное завершение процесса развития знания его отдельным результатом, т.е. это либо неправомерное превращение относительной исти­ны в истину абсолютную, либо абсолютизация отдель­ных моментов истинного знания или его результатов.

    Например: что такое слива? Если взять отдельные моменты того, что может характеризовать «дерево сливы» и затем рассматривать каждый отдельный момент как все целое, то это будет заблуж­дение. Дерево сливы - это и корни, и ствол, и ветви, и почка, и цветок, и плод не в отдельности, а как развивающееся целое.

    Догматизм метафизически противопоставляет истину и заблуждение. Для догматика истина и заблуждение абсолют­но несовместимы и исключают друг друга. Согласно это­му взгляду, в истине не может быть ни грамма заблужде­ния. С другой стороны, и в заблуждении не может быть ничего от истины, т.е. истина понимается здесь как абсолютное соответствие знания объекту, а заблужде­ние - это абсолютное их несоответствие. Таким образом, догматик признает абсолютность истины, но отрицает ее относительность.

    Для релятивизма, напротив, характерна абсолютизация моментов относительности истины. Поэтому релятивист отрицает абсолютную истину, а вместе с ней объективность истины. Всякая истина для релятивиста относительна и в этой своей относительности субъективна.

    Конкретность истины

    Конкретность в познании реализуется как движение восхождения исследующей мысли от неполного, неточно­го, несовершенного выражения какого-либо результата познания к более полному, более точному и многосторон­нему его выражению. Именно поэтому истинное знание, выраженное в отдельных результатах познания и обще­ственной практики, не только всегда исторически обус­ловлено и ограничено, но и исторически конкретно.

    Согласно диалектическим представлениям, каждый данный момент, сторона предмета как целого еще не есть все целое. Точно так же и вся совокупность отдельных моментов и сторон целого не представляет еще самого целого. Но она становится таковой, если мы не рассмат­риваем совокупную связь этих отдельных сторон и час­тей целого в процессе развития. Только в этом случае каждая отдельная сторона выступает как относительный и преходящий через один из своих оттенков момент цело­стности и обусловливаемого ею развития данного конк­ретного содержания предмета.

    Отсюда общее методологическое положение конкрет­ности можно сформулировать следующим образом: каж­дое отдельное положение истинной системы знания, точно так же как и соответствующий момент его практической реализации, истинен на своем месте, в свое время, в данных условиях, и должен рассматриваться лишь как момент в поступательном развитии предмета. И наоборот - каж­дое положение той или иной системы знания неистинно, если его изымать из того поступательного движения (раз­вития), необходимым моментом которого он является. Имен­но в этом смысле действительно положение: абстрактной истины нет - истина всегда конкретна. Или абстрактная истина, как нечто оторванное от своей реальной почвы, от жизни - это уже не истина, а истина, включающая в себя момент заблуждения.

    Едва ли не самое сложное - оценить конкретное в его конкретности, то есть в многообразии всех действитель­ных связей и отношений предмета в данных условиях его существования, применительно к индивидуальным особен­ностям того или иного исторического события, явления. Конкретно - значит исходя из своеобразия самого пред­мета, из того, что отличает данное явление, историческое событие от других, ему аналогичных.

    Принцип конкретности исключает любое произволь­ное принятие или выбор предпосылок познания. Дей­ствительные предпосылки познания, если они истинны, должны заключать в себе возможность своего осуще­ствления, т.е. они всегда должны быть адекватным вы­ражением конкретной связи определенного содержания теории со столь же определенной действительностью. Это и есть момент конкретности истины. Мы, напри­мер, знаем, что плоды бывают только после посева. Потому сначала сеятель приходит, чтобы сделать свою работу. Но приходит он в определенное время, и делает именно то и так, что и как нужно делать в это время. Когда посеянное зерно принесет плоды, и плоды созре­ют, приходит жнец. Но и он тоже приходит в определен­ное время и делает то, что можно сделать в это самой природой определенное время. Если плодов нет - нет надобности и в работе жнеца. Истинно знающий знает предмет во всех его существенных отношениях, знает сроки каждого отношения, поэтому он знает конкретно: а имен­но - что, где, когда и как нужно делать.

    Таким образом, с точки зрения диалектики не в отдель­ном моменте (пусть даже существенном) истина. Каждый отдельный момент истинен не сам по себе, а лишь в своей конкретной связи с другими моментами, на своем месте, в свое время. Именно эта связь отдельных моментов пред­метной сущности в ее развитии может дать нам истину конкретного целого.

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь