• Речь заратустры ницше читать онлайн

    23.03.2021

    "Так говорил Заратустра.
    Книга для всех и ни для кого"

    Friedrich Nietzsche
    «Also Sprach Zarathustra»

    * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *

    ПРЕДИСЛОВИЕ ЗАРАТУСТРЫ

    Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей роди-ны и пошел в горы. Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его - и в одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему:
    «Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты све-тишь!
    В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи.
    Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя преизбыток твой и благословляли тебя.
    Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне.
    Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять ра-доваться безумству своему, а бедные - богатству своему.
    Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило!
    Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым хочу я спустить-ся.
    Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье!
    Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!
    Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком».
    - Так начался закат Заратустры.

    Заратустра спустился один с горы, и никто не повстречался ему. Но когда вошел он в лес, перед ним неожиданно предстал старец, покинувший свою священную хижину, чтобы поискать кореньев в лесу. И так говорил старец Заратустре:
    «Мне не чужд этот странник: несколько лет тому назад проходил он здесь. Заратустрой на-зывался он; но он изменился.
    Тогда нес ты свой прах на гору; неужели теперь хочешь ты нести свой огонь в долины? Неужели не боишься ты кары поджигателю?
    Да, я узнаю Заратустру. Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет он, точно танцует?
    Заратустра преобразился, ребенком стал Заратустра, Заратустра проснулся: чего же хочешь ты среди спящих?
    Как на море, жил ты в одиночестве, и море носило тебя. Увы! ты хочешь выйти на сушу? Ты хочешь снова сам таскать свое тело?»
    Заратустра отвечал: «Я люблю людей».
    «Разве не потому, - сказал святой, - ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?
    Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Лю-бовь к человеку убила бы меня».
    Заратустра отвечал: «Что говорил я о любви! Я несу людям дар».
    «Не давай им ничего, - сказал святой. - Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ни-ми - это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!
    И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить ее у те-бя!»
    «Нет, - отвечал Заратустра, - я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден».
    Святой стал смеяться над Заратустрой и так говорил: «Тогда постарайся, чтобы они приня-ли твои сокровища! Они недоверчивы к отшельникам и не верят, что мы приходим, чтобы да-рить.
    Наши шаги по улицам звучат для них слишком одиноко. И если они ночью, в своих крова-тях, услышат человека, идущего задолго до восхода солнца, они спрашивают себя: куда крадется этот вор?
    Не ходи же к людям и оставайся в лесу! Иди лучше к зверям! Почему не хочешь ты быть, как я, - медведем среди медведей, птицею среди птиц?»
    «А что делает святой в лесу?» - спросил Заратустра.

    Картина «Закат, Монблан» Венцеля Хаблика (Wenzel Hablik)

    Очень кратко: Рассказывая людям притчи и истории морально-философского содержания, бродячий философ проповедует учение о Сверхчеловеке, но мир равнодушен к речам мудреца.

    Роман состоит из четырёх частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизи­рованную прозу сочинения относят к жанру «философской поэмы».

    Часть первая

    Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

    Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»

    В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.

    В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.

    Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка - «священного утверждения» духа.

    Многие парадок­сальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

    Он осуждает богоподобных - они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело - сильное и совершенное». Философ проклинает священников - этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».

    Заратустра учит уважать воинов - они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.

    Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».

    Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди - о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

    Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».

    Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло - это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».

    Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомуд­ренными называет снисходи­тельных и весёлых.

    Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» - они способны «творить сверх себя».

    Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак - во зло».

    О природе женщины упоминает мудрец - разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

    Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.

    Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».

    «Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» - так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.

    Часть вторая

    Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.

    Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая всё прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.

    Истинная добродетель для человека - это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.

    Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» - этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»

    Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьёт из её «отравленных родников».

    Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни - воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне - «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри - твёрже и выносливее».

    Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действи­тельности. Учёные этой мёртвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапят­нанному» и чистому познанию, «чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!»

    Над поэтами он смеётся за их «вечную женственность» - они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».

    Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.

    Заратустра учит своих слушателей трём человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».

    В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.

    Часть третья

    Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести - «на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым». Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений. Только мужество спасает философа.

    Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести даётся нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот моё добро и моё зло». Нет ни хорошего, ни плохого - есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».

    Нет и универсального пути, который можно указать каждому - есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.

    «Не должно ли быть так: всё, что может произойти, уже проходило некогда этим путём? Не должно ли быть так: всё, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?» - задаётся вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: «всё, что может произойти и на этом долгом пути вперёд - должно произойти ещё раз!»

    Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет «самая древняя аристократия мира» - Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что «счастье - женщина».

    Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают «то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей - в лучшее домашнее животное человека».

    Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что «там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!»

    Он продолжает издеваться над «старыми, ревнивыми, злобными» пророками, говорящими о единобожии: «Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?»

    Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие «ключом из сильной души, соединённой с возвышенным телом» и они будут свойственны «новой аристократии». Эти новые люди разрушат «старые скрижали» морали, заменив их новыми. «Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни» - вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.

    Для того чтобы быть сильным, надо иметь «широкую душу», которая свободна от внешних обстоятельств и «бросается во все Случайное». Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, «в которой все вещи обретают стремление и противо­борство».

    Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает «волей к власти» и широкой душой будет спасён. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить «быстрее падать!» - призывает Заратустра.

    Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть «способным к войне», а женщина - к деторождению. «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!» - предостерегает философ.

    Заратустра отрицает «общественный договор», ведь общество «это попытка, это долгое искание того, кто повелевает».

    Он воспевает «всё злое в человеке», потому что «всё дурное и злое есть наилучшая сила и твёрдый камень в руке высочайшего из созидающих».

    После этих проповедей звери называют Заратустру «учителем Вечного Возвращения».

    Часть четвёртая и последняя

    Заратустра состарился и «волосы его поседели».

    Он продолжает верить в «тысячелетнее царство Заратустры» и придерживается главного лозунга Сверхчеловека - «Будь тем, кто ты есть!»

    Однажды он слышит крик о помощи и идёт искать попавшего в беду «высшего человека». Ему навстречу попадаются различные персонажи - мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень. Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти «высшего человека». Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.

    Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орёл и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках «высшего человека», резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.

    После этого он устраивает «вечерю», где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.

    Мудрец называет своих гостей «выздорав­ли­вающими» и воспевает наступление «Великого Полдня».

    Утром Заратустра покидает свою пещеру.

    Пускай меня за это все преподы по философии сочтут маргиналом, но читать скучно. Если у Вас нет острой необходимости в чтении или одержимости философией и Вы хотите почитать что-нибудь умное, почитайте что-нибудь другое, от этого вы врядли получите удовольствие)))


    И все же: Кто ничего не говорит – редко ошибается. Лично для меня в "Заратустре" главным стало вот что: всякая чужая душа – потусторонний мир. Говорят, что всё превосходство Заратустры – лишь превосходство над ничтожеством, зато в христианстве человек унижен в роли царя природы. Строго говоря это не совсем так:Плутовство философии разделяет здесь Заратустру (тучу и предтечу сверхчеловека)Сверхчеловека ("молнию" т.е разумного и бессовестного суперзверя из бездны) и т.н. высших людей (знать, элиту). Девиз этой книги мог бы звучать очень красиво – "так философствуют молнией".Не надо только забывать, что назначение этой молнии – уничтожить человека."Слепыми хотел бы я сделать людей". "Моя мудрость, выжги им глаза" волит автор грядущего "Антихриста", сиречь ангела зла и суперзверя.И злая мудрость человеческая скоро-таки "выжгла глаза" ипритом. Одному маленькому немецкому фельдфебелю и очередному кандидату в антихристы. Только не надо мне говорить, мол Ницше бы ужаснулся, а Гитлер все равно так ничего и не понял. Не будем оскорблять величие провозвестника и зачинателя переоценки всех ценностей.


    А в Заратустру не надо верить. Не надо дословно и скурпулезно цитировать. Каждую фразу разбирать по буквам. Нацисты уже разобрали, уберменши доморощенные... И в Ницше не надо верить. Ради бога, обзовите Ницше психопатом, дураком, графоманом! Только не надо притворяться сильно грамотным и лезть со своей кухонной критикой, прочитав первую главу. Знал бы Ницше, как он угадал последнего человека. Мы сегодня не умеем ничего делать сами. У руля стоят не самые сильные, а самые наглые. Мы вымираем, как мамонты. Мы боимся сказать новое слово, мы боимся быть лучше других, боимся любить, боимся верить, жить боимся. Это то, что нам дала цивилизация.Чем професиональнее мнение о Заратустре, тем оно неправильнее. Мы привыкли навешивать на всё ярлыки и судить о вещах "как положено". А ведь мы, оказывается, болваны. Забудьте все, чему вас учили! Отмените эти навязанные кем-то истины! Только то ценно, что достигнуто СВОЕЙ волей, СВОЕЙ силой, СВОИМ умом. Это – то, чему Ницше научил лично меня.


    Эта книга действительно очень глубока и, действительно, чтобы ее понять "надо иметь длинные ноги". Ни грамма пафоса я в ней не увидела. Афористический стиль изложения заставляет задумываться почти над каждым предложением. У прочитавшего эту книгу на самом деле может поменяться мироощущение, Ницше обнажает людские пороки и дает возможность смотреть в глубь. Но, если его понять слишком буквально, то можно "сойти с ума", как Arthur1984, то бишь оказаться рабом своей гордыни. Читать надо вдумчиво, непредвзято и, как пишет сам Ницше в этом произведении, "не позволяйте навязывать себе ложных ценностей!"

    23:52 - Фридрих Ницше - Так говорил Заратустра

    Предлагаю вашему вниманию рецензию на книгу Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра". Возможно, это даже скорее можно назвать впечатлениями и размышлениями по поводу этой книги, но вам виднее.

    Мир Заратустры

    "Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул
    он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы
    ".

    Главный персонаж книги - древний мудрец Заратустра. Действие происходит где-то в древности, можно, например, представить, что в Древней Греции (сам Ницше жил в девятнадцатом веке). Мир, окружающий Заратустру, прост и привлекателен - горы, моря, леса и небольшие города. Живая природа, населённая различными зверями, создаёт особый фон для истории, которая разворачивается вокруг мудреца и его учения. Сам Заратустра выражается в простых и понятных образах, взятых из непосредственного окружения. Современная проблематика звучит в таком древнем контексте очень необычно и даже угрожающе. Мне часто хотелось представить, как бы учение Заратустры было бы воспринято в настоящем древнем мире. Однако при всей внешней архаичности мир Заратустры неявным образом содержит некоторую усталость, тупиковость и другие черты, характерные для девятнадцатого века.

    Место в обществе

    "Уста мои — уста народа; слишком грубо и сердечно
    говорю я для шелковистых кроликов
    ".

    Одной из затронутых в книге тем является противопоставление философа и общества. Заратустра живёт один на горе, в пещере, среди диких зверей, которые о нём заботятся и с которыми он много разговаривает. Книга начинается с того, что Заратустра объявляет начало своего "заката", и спускается со своей горы к людям, однако после этого одиночество мудреца только усиливается - народ в своей массе не слышит и не понимает Заратустру. Несколько раз он отчаивался в своей миссии и возвращался на гору, хотя в процессе он приобретал учеников и друзей. Набравшись сил и тишины, он вновь спускался к людям, чтобы продолжать нести своё учение.

    Образы и метафоры

    "И есть такие, что сидят в своём болоте и так говорят
    из тростника: «Добродетель — это значит сидеть
    смирно в болоте
    ".

    Особое внимание хочется обратить на то, как автор пользуется языком. С одной стороны Заратустра говорит сообразно своему окружению, используя в речи все те предметы и явления, которые обычно встречаются его современникам. С другой стороны его речь настолько образна и метафорична, настолько погружает слушателя в волшебный мир образов и иносказаний, что позволяет от простых предметов окружения перейти к глубокому описанию проблем эпохи окончания Нового времени.
    В целом книга написана весьма гармонично, метафорика речей Заратустры дополняется глубокой метафорой самого главного героя: его образ жизни, окружение, поступки и события раскрывают замысел ещё полнее и ярче. Можно сказать, что и слова, и дела Заратустры и всех остальных персонажей суть разные уровни одной метафоры, очень умело сведённой воедино.
    Особое очарование вызывает переплетение метафоры и реальности, создающее ощущение оживающей метафоры, как, например, в таком высказывании: "И когда я увидел своего демона, я нашёл его серьёзным, основательным, глубоким, торжественным: это был дух тяжести, — из-за него падают все вещи ". Последние слова как-бы выводят дух тяжести из пространства метафоры в наш обыденный мир, в котором падают вещи.

    Христианство

    "Немало желавших изгнать своего дьявола сами
    вошли при этом в свиней
    ".

    Удивительно, как много в книге аллюзий на Библию и христианство. Тут и там встречаются фразы, намёки, события, с одной стороны отсылающие к Священному Писанию, а с другой стороны, получившие в устах автора совершенно иной смысл. Ницше был хорошо знаком и с Библией, и с практической стороной христианства, поскольку был рождён в семье лютеранского священника, да и сам изучал богословие. Однако, очевидно, что на христианском пути он не удержался, и даже стал называть себя "Антихристом". В самом начале книги, встретив святого отшельника, славившего Бога, Заратустра удивляется: "Возможно ли это ?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том , что Бог умер ! ". Эту довольно глубокую метафору автор раскрывает на протяжении всей книги. Старые основания, фундамент прежнего мира уже не в силах удержать мораль и нравственность от падения. Вот чему учит Заратустра: "Когда на воде есть опоры, ...не поверят, если кто скажет тогда: «Всё течёт»... «Над потоком всё крепко, все ценности вещей, мосты, понятия, всё “добро” и “зло” — всё это крепко!» — А когда приходит суровая зима... говорят тогда: «Разве не всё — неподвижно?»... «В сущности всё неподвижно» — но наперекор этому учит влажный тёплый ветер!... А лёд — ломает мостки! О братья мои, разве теперь не всё течёт в потоке? Разве не все перила и мостки попадали в воду? Кто станет держаться ещё за «добро» и «зло»? ".
    Насмотревшись на людей, называющих себя христианами, автор списывает в утиль не только основания этики, но и саму этику. Какой прок во всём этом, если реально никто не соответствует своим идеалам? Для чего пытаться стать святым, если это невозможно? "«Человек должен становиться лучше и злее» — так учу я. Самое злое нужно для блага сверхчеловека ". Не найдя ответа в христианстве, автор предложил собственные ответы на вечные вопросы, хотя, безусловно, большая часть критики того, как вели себя многие представители христианства, совершенно оправдана.

    Радость и уныние

    "И пусть будет потерян для нас тот день, когда
    ни разу не танцевали мы! И пусть ложной назовётся
    у нас всякая истина, в которой не было смеха!
    "

    Заратустра очень эмоционален, он очень любит жизнь, природу, зверей и даже некоторых людей. Одни из самых часто употребляемых слов в книге - это "смеяться" и "танцевать". Однако довольно часто его постигают также и ужас, отвращение, депрессия. В начале книги причины этого не вполне ясны, но в дальнейшем причина обнаруживается. Заратустра описывает такую ситуацию: человеку в глотку заползла тяжёлая змея и начала душить его, однако человек откусил ей голову и выплюнул её. Позже Зарастустра признаётся, что этот человек - он сам, и что именно душило его: "Великое пресыщение человеком — оно душило меня и заползло мне в глотку ". Можно сказать, что причина сильных эмоциональных перепадов Заратустры - осознание глубины падения человека и попытка справиться с ним. Отчаяние и разочарование в человеке преследуют Заратустру повсюду, однако он изо всех сил пытается побороть их и найти выход, жертвуя в процессе многими очень важными для многих людей вещами, такими как добро, святость, справедливость и прочими.

    Человек и сверхчеловек

    "Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что до́лжно

    превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?...

    Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас ещё от червя ".

    Разочаровавшись в человеке, автор создаёт теорию, что на недостатки человека не нужно смотреть слишком строго, потому что он лишь промежуточное звено в эволюционной цепи. Конечный пункт эволюции - сверхчеловек. Он силён, упорен, жизнерадостен, однако и не обременён морально-этическими проблемами и прочими подобными "излишествами". Для прихода сверхчеловека необходимо уступить ему место, поэтому смерть и уход приветствуются. Однако меня удивило, что в связи с приходом сверхчеловека автор поставил на довольно высокое место институт семьи, и относительно много говорил о супружеских отношениях и даже о воспитании детей, хотя это и звучало не очень убедительно на фоне других его высказываний.

    Высшие люди (итог)

    "Скажите мне, звери мои: эти высшие люди все вместе — быть может, они пахнут нехорошо? О чистый запах, окружающий меня! Теперь только знаю и чувствую я, как люблю вас, звери мои». И Заратустра повторил ещё раз: «Я люблю вас, звери мои!» Орёл же и змея приблизились к нему, когда он произнёс эти слова, и подняли на него свои взоры. Так стояли они тихо втроём и вдыхали и втягивали в себя чистый воздух. Ибо воздух здесь, снаружи, был лучше, чем у высших людей "


    Путь к сверхчеловеку, по-видимому, лежит через высших людей, которых Заратустре удалось воспитать под конец путешествия. И что мы видим? Разнообразный сброд собрался к Заратустре в пещеру и испортил там воздух, а одно из высших их достижений описывается в сцене поклонения ослу, который на всё говорит "И-а" (похоже на немецкое "да"). Судя по всему, переход к сверхчеловеку ожидается длительный и болезненный. После прочтения книги осталось впечатление, что Заратустра (а с ним и Ницше), не особо верит в свой план по развитию человечества.
    Несмотря на этот довольно печальный итог, ощущения от книги остались очень хорошие - прежде всего от стиля изложения и от глубины проникновения в проблематику. Создалось впечатление красивого, но довольно печального мира, который запутался в своих смелых заявлениях. Прочтение книги помогло мне лучше понять те проблемы, которые сейчас актуальны для меня и для общества, можно сказать, что примерно из этой книги и пошло то особое разочарование в человеке и культуре, которое и сейчас пронизывает наше общество. Таким образом у меня получилось заглянуть в "истоки" этого разочарования. На прочтение книги у меня ушло довольно много времени, но, как говорит Заратустра: "что толку во времени, у которого «нет времени» для Заратустры? ".

    (1844 - 1900) - выдающийся немецкий мыслитель. Он создал собственную философскую систему, в которой поставил под сомнение устоявшиеся в европейском обществе нормы морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Его главным произведением стала книга « », посвященная концепции «сверхчеловека». Этот труд оказал огромное влияние на развитие мировой литературы и философии последних полутора столетий.

    Мы отобрали из него 15 цитат:

    Человек - самый жестокий зверь.

    Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.

    С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, - ко злу.

    Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

    Некоторым не удается жизнь, ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им.

    Любите, пожалуй, своего ближнего, как себя - но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

    Вы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?

    Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой - потому что он хотел бы потерять себя.

    Тот, кто хвалит, делает вид, будто воздает он должное, но на самом деле он хочет получить еще больше!

    Вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою.

    Надо научиться не замечать себя, чтобы многое видеть.

    Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя.

    Говорит мне справедливость: «люди не равны». И они не должны быть равны!

    Человек - это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

    Церковь - это род государства, притом - самый лживый.

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь