• Рождественский вертеп история и традиции. Как выглядит вертеп и что это такое. Римская выставка - вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев

    20.12.2021

    Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств. Словом «вертеп» не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения.

    Формы вертепа :
    Вертепная композиция — воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.

    Механический вертеп — развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.
    Вертепный театр — рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Был распространен, преимущественно, на территории Польши, Украины, Белоруссии, в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.
    Живой вертеп — вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.
    Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников.


    Рождественский вертеп. История появления.


    Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней - интермедии, комические бытовые сценки. Верхняя часть "небо " обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.
    Нижняя часть - "земля " или "дворец" - оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался "трон", на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами - персонажами драм. Кукол вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные - непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине - задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.


    Персонажи и атрибуты.


    Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова , но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др. Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и Святой Иосиф. В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.
    Неаполитанский вертеп со множеством персонажей. Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:
    Вол и осел , которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях.
    Пастухи с овцами ; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.
    Три волхва . Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
    Ангел . В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил.
    В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

    Вертеп - Кукольное Рождество.


    В 1223 г. Св. Франциск Ассизский создал то, что сейчас было бы названо первой рождественской ясельной композицией или вертепом. Он рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину рождества, представление для верующих. С этого момента традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Особо популярны они были в XVII - начале XIX века. Поначалу вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.
    Вертепные фигурки - одни из самых восхитительных предметов, которыми могут обладать коллекционеры кукол. Существовало много вариаций исполнения: в Италии обычно делали фигурки, чьи головы и конечности сделаны из терракоты, в Германии чаще использовали воск, также делали и полностью деревянные фигурки. Кроме отдельных фигурок и итальянцы, и немцы делали целые декорации. Как только вертепы переселились из церквей в дома и бедных, и богатых, мастера занялись изготовлением фигурок на разный вкус и кошелек, давая возможность игрушечным Святому семейству, ангелам, мудрецам, зверям и простолюдинам поселиться и в хижине, и во дворце.


    Традиции вертепа.


    В канун Рождества Христова по благочестивой традиции православные храмы украшаются вертепами. Слово “вертеп ” соответствует латинскому термину “praesepe”, означающему в переводе “ясли, кормушка для скота”. В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова . Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени. Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы. В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

    Устройство вертепа . Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик. Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления. С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.
    Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами. На нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI – XVII веках и до “Петрушки” Игоря Стравинского. Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире. Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации. Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.
    Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно. Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.


    Изготовление вертепа.
    Для изготовления вертепа вам понадобится средних размеров коробка. Декорацию можно оклеить цветной бумагой или фольгой. Для данного случая, уместно задрапировать конструкцию тканью. В этом случае хорошо подойдет темно-синий праздничный материал для внешней стороны, красный для внутренней, серый или коричневый – для земли, пола. В глубине вертепа, посредине, поставьте ясли с Младенцем, сделанные из маленькой коробочки и усланные соломой или сухой травой.

    Справа от яслей посадите Марию, хорошо в красном или голубом одеянии, слева Иосиф в коричневом. Вокруг яслей животные. На переднем плане пастухи в сером одеянии и с посохами в руках. Если вертеп выполнен в виде домика, Ангела можно подвесить на ниточке к крыше конструкции, чтобы создать впечатление парения воздухе. Ясли у вертепа нет крыши, его можно поставить возле пастухов.

    По вечерам в вертепе зажигается маленькая лампочка, и персонажи оживают… Для освещения подойдут новогодние гирлянды.

    Персонажи вертепа . Мария, Иосиф, Младенец, ангелы, пастухи, животные. Три волхва, или «три царя», никогда не появляются по одному.


    Рождественский вертеп

    Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

    Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

    Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

    Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от до по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

    Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

    Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

    Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

    Вертеп: сценарий для детей

    1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
    2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

    Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

    Все уходят.

    Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

    Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

    Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

    Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

    Явление 1

    Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

    Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
    И земля вертеп к непреступному приносит,
    Ангелы же с пастырями славословят,
    Волствии же со звездою путешествуют,
    Нам бо ради родися,
    Отроча млада, предвечный Бог.

    Ангел поклоняется и уходит.

    Явление 2

    Выход трех царей.

    Цари . Шедше трие цари
    Ко Христу со дары,
    Ирод им предвластен,
    Куда идут, спросити.
    Идем к Рожденному,
    Идем поклониться.
    Идем поклониться,
    Пред Царем явиться,
    Аще поклонюся,
    Пред Царем смирюся,
    Где Христос родися,
    Там звезда явися;
    Звезда грянет чудно
    С востока до полудня.

    Явление 3

    Выходит к ним Ангел.

    Ангел . Идите иным путем,
    К Ироду не ходите:
    Ирод смущает,
    Волхвов созывает,
    Младенцев избивает.

    Цари . Шедше трие цари
    Во свои во страны,
    Христа славословят,
    Чая в небе быти,
    На веки хвалити.

    Цари и Ангел уходят.

    Явление 4

    Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

    Ирод . Аз есмь царь,
    Кто может мя снидь?
    Пошлю своя воины
    В страны вифлеемския
    Избить младенцев,
    Сущих первенцев.

    (Встает на троне с громким говором.)

    Воины мои, воины,
    Воины вооруженные,
    Встаньте предо мной.

    Явление 5

    Воины входят и становятся перед царским троном.

    Почто, царю, нас призываете,
    Что творить повелеваете?

    Ирод . Подите в страны вифлеемские,
    Избейте всех младенцев,
    Сущих первенцев.

    Ваше царское величество,
    Ходили мы в вифлеемские страны,
    Избивали всех младенцев,
    Сущих первенцев.
    Одна госпожа Рахиль
    Не дает своего чада убить,
    А хочет идти
    К вашей милости просить.

    Ирод . Кто она такова?
    Привести ее сюда!

    Идем и приведем!

    Воины уходят.

    Явление 6

    Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

    Рахиль . О, царю,
    Великий государю!
    Помилуйте мое чадо-отрочате,
    Чтобы не было чего на том свете отвечати!

    Ирод . Воин, возьми его и убей,
    Чтобы не было более душе и телу скорбей.

    Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

    Ирод . Воин, возьми и убей его!

    Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

    Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
    В горести, печали!
    Ах, увы! Ах, увы!
    В горести, печали!
    Вижу младенца прободенную утробу
    И предаюся гробу.

    Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

    Явление 7

    К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

    Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
    Увидишь свое чадо
    У Царя Небесного в руцех.
    Маленькое чадо
    В рае будет радо!

    Явление 8

    В дверь входит Смерть.

    Смерть . Полно тебе, Ирод,
    Проклятый, безумный,
    На сем свете жить.
    Пора тебе, Ирод,
    Во ад снить!

    Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

    Черт . О, проклятый Ироде,
    За твоя превеликия злости
    Поберу тя в преисподнюю бездну...

    Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

    Явление 9

    Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

    Пастушок . Нова радость стала,
    Яко в небе хвала,
    Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
    Пастушки идут с ягнятком,
    Пред малым Дитятком
    На колени упадали,
    Христа прославляли:
    "Молим, просим, Христе-Царю,
    Небесный Государю,
    Даруй лето счастливое
    Сему Господарю".

    Вертеп: как сделать кукол своими руками

    Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

    Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

    Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

    Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

    Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

    Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

    Александр Греф,
    художественный руководитель бродячего
    кукольного театра "Вертеп", Москва

    Рождество Иисуса Христа - это один из главных праздников в христианской религии, его празднуют христиане всего мира. С празднованием связано множество разных традиций, и в их число входят вертепы рождественские.

    История рождественского вертепа в европейских странах

    В 1223 году святой Франциск Ассизский создал первую рождественскую композицию. Так, он поместил людей и животных в пещеру, и они разыгрывали там сцены из Рождества. Зрителям это зрелище очень понравились, и они решили, что его нужно повторять каждый год. Первоначально вертепы рождественские давали представления только в храмах, но со временем они появились на городских площадях и рынках. Над созданием и оформлением вертепа и его персонажей работали лучшие скульпторы и художники, а сценарии для вертепа создавались поэтами и музыкантами.

    Истинное признание им удалось получить в шестнадцатом веке нашей эры. Именно тогда в Европе развивается кукольный театр-вертеп. Такой театр представлял собой небольшой ящик, сделанный из дерева или картона. Он состоял из двух этажей, верхний этаж ящика обычно был предназначен для религиозных представлений, посвященных Рождению Христа, а на нижнем этаже разыгрывались бытовые рождественские сцены.

    История рождественского вертепа в России

    На территории Российской Империи вертепы рождественские появились в конце шестнадцатого века. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век. Тогда обычного театра в России как такового не было, поэтому был популярен театр-вертеп. Он был главным развлечением на святках и часто заменял собой театр в богатых купеческих домах.

    Но увидеть представление вертепа можно было не только в чьем-то доме. Все чаще представления проходили на ярмарках, на них можно было купить билет. Но с развитием театра в России вертепы рождественские начали терять свою популярность. После Октябрьской революции 1917 года они вообще были запрещены. В Советскую эпоху такие представления на территории России не проводились. С 1980-х годов начинается возрождение народных традиций, и рождественский вертеп, сценарий которого известен всему миру, снова начинает вызывать интерес у обычных людей.

    Рождественские традиции, связанные с вертепом

    Рождественский вертеп в России являлся частью праздника Рождество. В этом праздновании соединились языческие и христианские традиции.

    В канун Рождества, сочельник, в домах варили кашу, это был ритуал, призванный принести в семью богатство и благополучие. Каша называлась кутья. Считалось, что в этом занятии хозяевам дома помогают Воды и Земли. Кашу надо было варить на огне, разожженном с помощью трения. Это считалось священным огнем пращуров.

    Священный огонь служил для того, чтобы разжигать полена. Обрядовое полено называлось «бодняк», с его помощью огонь переносили из одного очага в другой. Огонь в языческой традиции считался божеством, которому поклонялись. А на ужин в праздник приходили духи предков, и считалось, что после ужина им нужно что-нибудь оставить.

    Важную роль в этом празднике играл Коляда. Это существо не имеет точного определения - божество или колдун, эльф или леший. Коляда стоял в углу дома, на него надевали венки и украшения.

    С именем Коляды связаны колядки. Это песни, которые дети пели во время празднования Рождества. Собиралась шумная компания, ходила по селу, пела песни, просила угощение у хозяев домов. Многие колядующие наряжались козами и коровами. Их появление в сельских дворах символизировало богатство и приплод скота.

    В случае когда хозяева давали колядникам много угощений, то им пели красивые песни, колядки. После пения песен колядники делили между собой собранное угощение или устраивали пирушку.

    Оформление рождественского вертепа

    Вертеп - это деревянный ящик, поделенный на два этажа. Верхняя часть ящика оклеивается голубой бумагой, в вертепе это «небо». Нижнюю часть оклеивают блестящей бумагой, рисуют на ней разные цветные узоры. Посреди нижней части находится трон царя Ирода, главного отрицательного персонажа рождественского действа.

    Главные действующие лица здесь куклы, и вертеп - это место, где происходит управление куклами. Для того чтобы ими управлять, внизу вертепа делаются прорези, через них кукловод управляет действием. Куклы бывают разные. Особенно интересными фигурки для вертепа были во Франции. В Средние века они обычно были деревянными, иногда их делали из глины. Глиняных кукол раскрашивали, делали им одежду из хлопка или ситца. Они закреплялись на деревянных или стальных стержнях. Создатели вертепов при изготовлении кукол проявляли всю свою фантазию, и рождественский вертеп, поделка для которого была интересна для любого мастера, считается одним из самых выдающихся произведений в истории мирового искусства.

    Персонажи вертепа

    Уже понятно, что вертеп - это культурный феномен, который оказал влияние на историю многих стран мира и на их культуру. Задача вертепа - рассказать о целой совокупности событий, которые произошли в момент Рождества Христова. Рождественский вертеп, сценарий которого создавался на основе библейских мотивов, освещает в основном рождение Христа и поклонение волхвов. Но при этом для построения сценария могут использоваться и другие библейские события. Так, это могут быть бегство в Египет, явление Марии и так далее. Главные персонажи вертепа, которые присутствуют в нем всегда - это Иисус Христос, Дева Мария, а также Святой Иосиф. Если вертеп разыгрывает поклонение пастухов или волхвов, то Иисус Христос изображается в виде Младенца, который сидит у Матери Марии на руках.

    В рождественский вертеп, шаблоны которого изучаются многими людьми, входят также животные. Так, в вертепах многих стран присутствуют вол и осел, которые согревают Младенца Иисуса своим теплым дыханием. Пастухи, которые приходят на поклонение к Младенцу, часто несут на руках животных. Чаще всего они несут ягнят. Ягненок является символом христианства с самых ранних пор. Вообще, в плане животных фантазия создателей театрального действа неограниченна. Во время представления в вертепе могут присутствовать верблюды, на которых приехали волхвы, лошади, птицы, слоны, представители местной флоры и фауны. Предполагается, что действие вертепа происходит в пещере, иногда показывается хижина. И над всем происходящим присутствует

    Персонажами вертепа могут быть и волхвы, которые пришли поклониться Младенцу из дальних стран. Они приносят Ему подарки.

    Изготовление вертепа

    Рождественский вертеп - поделка, которую вы можете изготовить сами своими руками. Для изготовления вертепа своими руками вам понадобится небольшая коробка. Ее можно раскрасить в разные цвета, можно оклеить разноцветной тканью. Эта коробка будет символизировать пещеру, в которой находились Дева Мария и Иисус Христос.

    Дно коробки можно сделать серым или коричневым, ее внешнюю сторону можно сделать синей, внутренние стенки обычно делают белыми или красными.

    Сделать рождественский вертеп своими руками может любой человек, главное - иметь терпение и стараться. После изготовления вертепа нужно заняться изготовлением кукол. Самый простой вариант - вырезать их из бумаги или из картона, а потом раскрасить. Если вы хотите, чтобы фигурки были объемными, то ясли с Младенцем можно сделать из коробочки спичек. Эта коробочка раскрашивается в красный и коричневый цвета и приклеивается ко дну вертепа. Для изготовления других фигурок вы можете нарезать полоски из цветной бумаги, затем свернуть их в конус. Отдельно можно нарисовать на бумаге головы и приклеить их к конусам. Рождественский вертеп (своими руками), фото которого вы сделаете с удовольствием, доставит радость вам и вашим детям.

    Существует большое разнообразие вариантов таких вертепов.

    Покупка рождественского вертепа

    Если нет времени делать вертеп самостоятельно, то многие начинают выяснять, вертепы рождественские - где купить. Зарубежные производители игрушек уже давно предлагают потребителям в своих странах самые разные варианты вертепов. В России и в странах СНГ этот бизнес только развивается.

    Компания Lego, которая специализируется на создании разнообразных игрушек для детей, предлагает потребителям купить игрушечный набор, состоящий их пластмассового домика и пластмассовых фигурок. Это фигурки святого семейства, волхвов и пастухов, животных. Также пластмассовые вертепные наборы предлагают известные компании - производители игрушек Fisher Price и Playmobil. Для тех, кто любит мягкие игрушки, предлагает рождественские вертепы компания Talicor. Это плюшевые домики с открывающейся дверцей, внутри которой находятся фигурки.

    Самые маленькие любители вертепов получают в подарок вертепы рождественские, сделанные из дерева. Деревянные вертепы с выпускает немецкая компания Selecta. Вертепы рождественские, которые она выпускает, абсолютно безопасны для здоровья малышей и дают им много возможностей для игры и творчества.

    Сценарии рождественского вертепа в Средние века

    Неотъемлемой частью рождественского вертепа являются слова для вертепа. В Средние века для вертепных спектаклей обычно составлялись вертепные пьесы. Особенностью этих пьес являлось то, что они были в основном безавторскими. Текст вертепной пьесы придумывался обычно самим владельцем вертепа. При этом владелец вертепа не придумывал все сам, а брал готовые словесные формулы и уже на их основе придумывал свою пьесу.

    Сценарий вертепной драмы выглядел так. На сцену выходили Пан и Пани, а также Ангел, которые поздравляли присутствующих с наступлением Великого праздника Рождества. Исполнялась колядка «Нова радость стала». Приходили пастухи или волхвы и приносили свои дары Младенцу. Иногда рассказывалось про изгнание Адама и Евы, про их жизнь в раю и последующий уход оттуда.

    Важное место занимает в сценарии сцена избиения младенцев в Вифлееме. Царь Ирод повелел своим воинам убить всех детей в Вифлееме, и воины выполнили его приказ. В том числе он погубил и своего собственного сына. Узнав об этом, за Иродом пришли черти из ада и забрали его с собой. Завершается представление прославлениями в адрес Иисуса Христа.

    В зависимости от страны, в которой разыгрывался вертеп, сценарии и действующие лица могли отличаться. В восточно-украинских вертепах действующими лицами являлись также Запорожец, Цыган и Медведь. Фигурировали и исторические персонажи, такие как Александр Македонский, Пор Индийский. В русских вертепах добавляется сцена Крещения Господня.

    Сценарии рождественского вертепа в наше время

    Вертепы рождественские и в наше время остаются популярными. Так, в городе Сарове в 2011 году был поставлен рождественский спектакль, автором сценария и режиссером которого является Роман Сванидзе. Этот профессиональный драматург создал сценарий рождественского вертепа специально для детей, этот сценарий рассчитан на то, что спектакль будет показываться на улице. Часто сценарии для рождественского вертепа создаются учениками воскресных школ разных городов России.

    Традиции вертепа в нашей стране пока еще не очень развиты, что объясняется тем, что вертепы рождественские у нас долго были запрещены. Но постепенно традиции возрождаются, появляются новые персонажи в рождественском действии. Так, в Москве был разыгран рождественский вертеп, в котором в качестве персонажей вертепного действа присутствовали хоббиты - герои произведения Джона Толкиена «Властелин колец». Хоббиты принимали участие в прославлении Рождества Иисуса Христа.

    Рождественский вертеп в наше время остается популярным, даже, несмотря на то, что жизнь во многом изменилась и течение жизни стали определять современные технологии.

    Лучшие рождественские вертепы мира

    Вертепы рождественские оказали неизгладимое влияние на культуру и традиции народов мира. В последние годы все чаще появляются масштабные реализации рождественских вертепов в самых разных странах мира.

    В Испании, в провинции Эстремадура, в регионе Бадахос, на подземной парковке был размещен один из самых больших в Европе рождественских вертепов. Этот вертеп занял площадь 270 квадратных метров, фигурки, которые находятся на его площади, все роста около 20 сантиметров.

    Вертеп сделан максимально близко к реальности. Так, это целый ландшафт, на котором есть реки, очень похожие на настоящие, долины, города. Модель средневекового города изображена очень реалистично. Торговые рынки и площади, храмы, улицы - все это действительно изображает средневековую Европу. Фигуры, которые участвуют в сценах, были изначально белыми, и работники раскрасили их красками. Для того чтобы создать такое произведение искусства, им понадобился месяц. Цель создания этого вертепа - развлечь туристов, которые появляются в городе, и оживить торговлю.

    В княжестве Монако в декабре 2014 года было открыто «Рождественское путешествие», целью которого стало ознакомление гостей страны и жителей с рождественскими обычаями разных стран мира. Здесь можно было увидеть самые разные вертепы. Вертепы рождественские были размещены на площади перед государственным Министерством иностранных дел Монако. Ведущую роль там заняли вертепы Франции и Германии. На в Монако проходят показы вертепов Америки и Южной Африки. А точная копия Вифлеема стоит перед кафедральным собором. Выставка вертепов начинается в декабре и заканчивается 11 января.

    Учитывая, что Рождество в разных странах мира проходит в разное время, то и празднуется этот праздник в разные даты. Если в католических странах Рождество празднуется 25 декабря, то в православной традиции его празднование попадает на 7 января. Поэтому на 7 января приходится празднование Рождества в восточнославянских странах.

    В этот день в Киеве устраивается празднование Рождества в старинных традициях. Особенно красивый праздник устраивает народный музей архитектуры и быта «Пирогово». Сначала гости слушают литургию, потом начинаются народные гуляния и развлечения. У гостей праздника появляется возможность попробовать блюда национальной украинской кухни. И в этот день происходят представления вертепа. Именно в Пирогово есть возможность воссоздать народные украинские традиции, потому что в этом музее максимально точно показана обстановка украинского села в восемнадцатом-девятнадцатом веках, когда рождественский вертеп был главным развлечением для людей. Поэтому сюда приезжают много туристов не только с Украины, но и из других стран мира. Рождественский вертеп, фото которого вы можете увидеть на календаре этого музея, является одной из главных достопримечательностей этой местности.

    Проходят народные гуляния в этот день и в киевских парках. Люди катаются на санках, лепят снеговиков, водят хороводы и поют песни. По улицам ходят ряженые, поют песни, показывают сцены из Библии.

    В Санкт-Петербурге в январе можно увидеть фигуры рождественских вертепов, сделанные изо льда. Посмотреть на это уникальное зрелище можно в Петропавловской крепости. Ледяные фигуры размещаются там в Нарышкинском бастионе. Мастера будут создавать скульптуры изо льда прямо на глазах у посетителей, в ночное время у скульптур будет подсветка, и скульптуры могут постоять там до марта 2015 года.

    Монреаль славится своими церквями. Среди них немало поражающих богатым убранством. Великолепие монреальской базилики Нотр-Дам привлекает тысячи туристов со всего мира. Но накануне Рождества и Нового года монреальские церкви становятся еще более нарядными. Их украшают гирлянды, венки из омелы и остролиста, букеты рождественской пуансеттии ... И почти в каждой церкви мастерят презепио или вертепы. Вот об этом - наш сегодняшний рассказ.

    Коллекция И.Лапиной

    Коллекция И.Лапиной

    Коллекция И.Лапиной

    Коллекция И.Лапиной

    Рождественский вертеп

    Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец. Иногда добавляются детали окружающего ландшафта или городского пейзажа.

    РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

    В яслях спал на свежем сене
    Тихий крошечный Христос.
    Месяц, вынырнув из тени,
    Гладил лен его волос...
    Бык дохнул в лицо младенца
    И, соломою шурша,
    На упругое коленце
    Засмотрелся, чуть дыша.
    Воробьи сквозь жерди крыши
    К яслям хлынули гурьбой,
    А бычок, прижавшись к нише,
    Одеяльце мял губой.
    Пес, прокравшись к теплой ножке,
    Полизал ее тайком.
    Всех уютней было кошке
    В яслях греть дитя бочком...
    Присмиревший белый козлик
    На чело его дышал,
    Только глупый серый ослик
    Всех беспомощно толкал:
    "Посмотреть бы на ребенка
    Хоть минуточку и мне!"
    И заплакал звонко-звонко
    В предрассветной тишине...
    А Христос, раскрывши глазки,
    Вдруг раздвинул круг зверей
    И с улыбкой, полной ласки,
    Прошептал: "Смотри скорей!.."

    С. Чёрный

    Будапешт, собор Св. Матьяша. Фото А. Барановой

    Вертеп на Кафедральной площади в Вильнюсе. Фото В. Леонова

    Вертепы в Италии

    Италия - родина вертепов

    Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после 8 декабря, а точнее, после одного из главных католических церковных праздников, Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа.

    Слово "рresepio" происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли). Сейчас более употребительно второе значение этого слова - "ясли" и "детская кроватка".

    Кто не знает старинную римскую базилику Санта Мария Маджоре. Но мало кто знает что с VII века она была известна под другим названием "Sancta Maria ad Praesepe". Считается, что именно в ней хранятся фрагменты деревянных яслей, в которые Дева Мария положила маленького Иисуса Христа. В этой базилике сохранился и самый старый презепио, дошедший до наших дней. В 1280 году по заказу Папы Гонория IV он был высечен из мрамора скульптором Арнольфо ди Камбио.

    А в Умбрии в городке Ассизи уверены, что возникновение вертепов связано со Святым Франциском Ассизским, который установил первые "ясли" в 1223 году в Греччо. По свидетельству, в том же году папа Гонорий III дал благословение на создание вертепов перед Рождеством. Через сто лет после Франциска Ассизского вертеп во время Рождественских праздников делали уже во всех итальянских церквях.

    Фото Е.Лапиной

    Фото Е.Лапиной

    Фото Е.Лапиной

    Фото Е.Лапиной

    Даже короли мастерили вертепы - традиции и особенности

    Постепенно в каждом итальянском городе возникали свои обычаи и особенности сооружения вертепов. Любопытно, что мастерили их даже сами короли! Так, в Неаполе в XVIII веке король Карл III Бурбон лично делал фигурки для вертепов, а придворные дамы их украшали. В его правление создание вертепов стало настоящей профессией. Особые мастера лепили персонажей из глины, воска или дерева. Глиняных потом обжигали. Художники расписывали статуэтки. Были даже портные, готовившие для них одежду с украшениями и вышивкой. Именно с тех пор возникла традиция одевать фигурки в праздничное облачение. Тогда же возникли "живые" вертепы. Богачи и аристократы, надевая особые костюмы, разыгрывали сцены Рождества.

    До сих пор в Неаполе в лавках антиквариавта продают фигурки для домашнего вертепа. Здесь есть традиционные статуэтки ручной работы всех размеров и всех видов. Эти магазинчики открыты круглый год.

    Современные мастера, занимающиеся созданием вертепов, старательно бьют рекорд за рекордом! Миниатюрные вертепы они каким-то образом помещают в старые лампочки, раковины мидий... Неаполитанский художник Альдо Карило, изготовил, пожалуй, самый маленький вертеп в мире: размером с булавочную головку.

    Традиция рождественских вертепов в Болонье восходит к XVI веку. Здесь сохранился вертеп 1560 года, где фигурки высотой 60 см. На рождественских ярмарках в этом городе и сегодня продают множество всевозможных статуэток для вертепов. Но они отличаются от роскошно одетых неополитанских. Их делают из подручных материалов: глины, гипса, папье-марше, однако при этом искусно расписывают.

    В Генуе уже с XVIII века стали изготавливать фигурки не только для церквей, но и для обычных жителей. Антон Мариа Маральяно - один из самых знаменитых мастеров вертепов того времени. Он создал до сих пор сохранившийся презепио, который можно увидеть в храме Santuario di Nostra Signora di Carbonara.

    На Сицилии искусство рождественских вертепов испытало сильное влияние неаполитанской школы. Первые презепио появились в XV веке. Всем местным жителям известно имя мастера Андреа Манчино. Его работы до сих пор хранятся в церкви Сhiesa dell’Annunziata в Термини Имерезе. В первой половине XVII века на Сицилии стали делать движущиеся фигуры, вырезанные из дерева. В этот период появляются вертепы и за пределами церкви их персонажи становятся более реалистичными и богаче украшенными. Художники стали использовать для них такие драгоценные материалы, как золото, серебро, перламутр, слоновую кость и коралл.

    Джузеппе Ваккаро Бонджованни
    (Giuseppe Vaccaro Bongiovanni), 19 в.
    Фото О. Поповой

    На севере Италии в городке Лутаго (провинция Больцано) в музее Maranatha хранится самая большая в Европе коллекция вертепов. Здесь есть вертепы старинные и ультрасовременные, например, вертеп Swarovski. Есть вертеп, присланный из России. Есть зал с выставкой миниатюрных вертепов, рассказывающих о жизни Иисуса. Есть вертепы с деревянными фигурами в натуральную величину.

    В Ватикане во время правления папы Пия ХII и Иоанна XXIII для вертепов создавались большие фигуры из дерева. Сейчас они хранятся в Музеях Ватикана. А вот на площади Св. Петра первый вертеп был установлен при папе Павле VI. Любопытно, что что полномасштабные деревянные фигуры для него были сделаны из того же дерева, что и скрипки Страдивари.

    Живые вертепы

    В наши дни сохранились и традиции "живых вертепов". Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления.

    Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси. Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек. С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса.

    С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо. Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо. Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен - получается великолепный исторический спектакль.

    Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах. В каждом из них - свои традиции, свои изюминки.

    Римская выставка - вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев...

    Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа (Piazza del Popolo) проходила международная выставка "100 вертепов". Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран. Выставка "100 вертепов" проводится с 1976 года, а ее инициатором был журналист Манлио Меналья.

    Оратория Сен-Жозеф в Монреале - музей вертепов со всего мира

    Теперь мне хочется перенестись в Монреаль. Думаю, мало кто в Италии, на родине вертепов, знает, что за океаном, во французской Канаде, в Монреале, в крупнейшей базилике города Оратории Сен-Жозеф (Св. Иосифа) есть великолепный музей, где хранятся вертепы из многих стран мира. Каждый год в дни Рождества я посещаю ее с огромным удовольствием. Несколько лет назад была рада вдвойне: перуанцы прислали не только свой вертеп, но и прекрасные ярко раскрашенные колокольчики-вертепы. Несколько я привезла в подарок участникам "Колокольной галереи".

    В этом Музее выставлено более 300 экспонатов со всех континентов, из многих стран мира. Картина фантастическая! Что за умельцы, работающие с удивительной любовью и выдумкой. А материалы? Вертепы сделаны из дерева, металла, бронзы, камня, глины, фарфора, папье-маше. Здесь есть крупные сцены, есть миниатюрные - например, в кувшине.

    Белорусский мастер все выполнил из соломки. Россия прислала традиционное яйцо с рождественской росписью. Украинцы –знаменитая резьба по дереву.

    Африканцы сделали вертеп из знаменитого эбенового дерева. На выставке представлены картины, работы на дереве, на шелке, плетение. Вызывает улыбку вертеп, где все фигурки - пингвины: мама, папа, младенец, даже гости с дарами. По всей видимости, он прибыл из Антарктиды А из Австралии? Ну, конечно, там в качестве героев задействованы знаменитые австралийские животные: мишка коала, вомбат, утконос. А вместо ослов или верблюдов - страусы.

    Еще 48 фотографий:

    Совсем скоро весь христианский мир будет отмечать самый светлый день в году - Рождество. И хотя у католиков и православных этот праздник приходится на разные даты, многие традиции и обычаи очень схожи.

    Мы уже говорили о таких замечательных рождественских атрибутах как адвент-календарь и венок, а сегодня расскажем об еще одной традиции, которая имеет многовековую историю - вертеп. Путь, который он прошел, очень интересный и захватывающий. Много раз вертеп пытались запретить, но он выстоял, чтобы радовать нас снова и снова.

    Вертеп и его виды

    Вертеп - это изображение сцены рождения Иисуса Христа при помощи художественного творчества (театр, скульптура и т. д.).

    Различают несколько видов вертепов:

    Увеличить

    1. - праздничное представление при участии актеров, символических животных и с использованием декораций.
    2. - это изображение сцены рождения Иисуса Христа при помощи фигурок, скульптур, которые могут быть выполнены из различных материалов. Такая форма наиболее распространена в странах, где большая часть населения исповедует католичество.
    3. - рождественские сценки, для разыгрывания которых используются куклы. Наибольшей популярностью эта форма пользуется на Украине, в Польше, Беларуси и в некоторых областях России.

    Как правило, вертепные композиции начинают устанавливать еще в начале декабря, а театры и живые вертепы показываются непосредственно на Рождество.

    История возникновения и развития вертепа

    Как уже говорилось выше, живой вертеп отображает сцену рождения Иисуса Христа, которая показывается при участии актеров. Первым, кто организовал живой вертеп , был Франциск Ассизский (Святой Франциск) (1182 — 1226), который в 1223 году за две недели до 25-го декабря прибыл в городок Греччо, чтобы отпраздновать там Рождество. Франциск договорился с правителем местности, что он воссоздаст атмосферу пещеры и все бытовые элементы, в которой родился Иисус. Эта идея так понравилась населению, что они помогли Святому Франциску воплотить ее в жизнь, так и появился первый в истории живой вертеп.

    Увеличить

    Позже живые вертепы стали популярны и среди аристократов. Так, например, в XVIII веке в Италии богатые люди заказывали у портных специальные костюмы и разыгрывали рождественские сценки.

    Сейчас живые вертепы, как правило, организовываются под открытым небом. Заранее делаются декорации, макеты животных, шьются костюмы для актеров. Иногда в качестве декораций используют старинные здания, а вместо макетов «приглашают» живых животных.

    В некоторых странах распространены целые «Рождественские деревни» (иногда их называют «Вифлеемскими»). Здесь несколько сотен актеров занимаются бытовыми делами или ремеслами. Время от времени показывают сцену рождения Иисуса и приход волхвов. При этом зрители имеют возможность свободно перемещаться внутри «деревни» и наблюдать за исполнителями.

    Как и вертепные композиции, живые вертепы чаще всего можно встретить в католических странах.

    Увеличить

    Сразу следует отметить, что это не только самая распространенная форма вертепа, но и одна из самых старых. На итальянском языке слово «вертеп» звучит как «presepio», что может быть переведено как «ясли» или «стойло» - т.е. то место, где и находился маленький Иисус, когда пришли волхвы.

    Первые композиции были вырезаны из дерева в Италии в 1280 году известным скульптором Арнольдом ди Камбьо . Некоторые из фигурок сохранились до наших дней, и хранятся они в известной римской базилике Санта Мария Маджоре.

    Изначально вертепные композиции изготавливались известными мастерами исключительно для церквей, но со временем эта традиция начала приживаться и в домах богатых граждан. Так, известно, что король Карл III Бурбон собственноручно вырезал вертепные фигурки из дерева, а придворные дамы украшали их и наряжали.

    Начали появляться мастера, которые изготавливали вертепные композиции из глины, обжигали их, а после этого отдавали на роспись художникам. Появились даже портные, которые шили праздничную одежду для рождественских фигурок. Некоторые украшали ее аксессуарами из драгоценных металлов (золота, серебра) и камней.

    Увеличить

    Сегодня можно увидеть вертепные композиции из самых разных материалов: традиционных дерева и глины, а также гипса, папье-маше, бумаги, текстиля. Также следует обратить внимание и на размеры фигурок: одни помещаются в яичную скорлупу или лампочку, другие выполнены в человеческий рост и более.

    Автором самого маленького рождественского презепе является художник из Неаполя Альдо Карило - он сделал вертеп размером с булавочную головку! Самый большой вертеп, который был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, находится в Колумбии - его площадь составляет 18000 кв.м.

    Ниже смотрите подборку вертепных композиций, которые при желании можно сделать своими руками :

    Вертепная композиция из дерева

    Рождественский вертеп из глины

    Вертепная композиция из бумаги

    Вязаный рождественский вертеп

    Вертепная композиция из полимерной глины

    Вертепная композиция из ткани

    «Пряничный» рождественский вертеп

    Вертепная композиция из шерсти

    Второе название вертепного театра - «кукольный вертеп». Эта традиция появилась в западных областях Украины в XVII веке, куда она пришла из Польши, а потом распространилась по территории Беларуси и в некоторых областях России. Интересно, что и назывался этот тип вертепа в вышеназванных странах по-разному:

    • на Украине - «вертеп»;
    • в России - «петрушка»;
    • в Беларуси - «батлейка» («бетлейка»);
    • в Польше - «шопка»;
    • в Закарпатье - «бетлегем».

    Вертепный (кукольный) театр состоит из специального ящика (также иногда называемого «вертепом») и персонажей, изготовленных из дерева, текстиля или гипса. Все куклы приводятся в действие одним кукловодом, который изменяет интонацию и тембр голоса, что помогает наделить каждого героя представления индивидуальными чертами характера и поведения.

    Ящик для вертепа обычно был выполнен из дерева (в современных вариантах иногда из картона) и чаще всего имел два яруса:

    Увеличить

    • верхний - пещера, в которой родился Иисус;
    • нижний - царство Ирода или место действия «народных сценок».

    Стенки ящика часто были расписаны вручную. На верхнем этаже красовались религиозные сцены, нижний был украшен картинками из бытовой жизни. Между этажами были отверстия, через которые куклы могли перемещаться. На нижнем этаже также была дырка, символизирующая ад, в который провалился царь Ирод. Часто верхушка ящика была украшена восьмиконечной Вифлеемской звездой.

    Чаще всего ящики были переносные, но существовали и стационарные варианты.

    Герои

    В первой части был неизменный состав героев. Это Дева Мария, маленький Иисус, Ангел, три Волхва, Пастух, Ирод, Рахиль (женщина, ребенка которой приказал убить царь Ирод), Воин, Смерть, Черт, Овечки, Вол, Осёл. Иногда к этой классической «труппе» присоединялся и Пономарь, который перед каждым представлением зажигал свечи . Вместо фигурки Марии иногда ставили икону, так как среди кукловодов-вертепщиков было неписаное правило - фигура Богородицы должна отличаться от всех других - как будто она была изготовлена другим мастером.

    Что касается Волхвов, то это известные в католической традиции Мельхиор, Каспар и Бальтазар. Также следует сказать и о символичности подарков, которые принесли маленькому Иисусу пришедшие:

    Увеличить

    • Мельхиор преподнес золото, что предвещало вечное царствование;
    • Каспар - ладан — это символ божественности и почитания;
    • Бальтазар - мирру, что пророчило смерть Иисусу Христу, так как это растение использовалось для бальзамирования тел покойных.

    Символичны также образы животных. Согласно словам Исайи в образе Вола изображены евреи, а в образе Осла - язычники.

    Во второй части не было жестких правил, поэтому набор героев мог меняться. Но наиболее часто используемыми персонажами были Дед и Баба, Цыган и Цыганка, Козак-запорожец, Бедняк, Еврей-шинкарь, Ксёндз, Барин и Мужик и т. п.

    Как проходило представление

    Как правило, представление делилось на две части: первая отображала непосредственно сцену рождения Спасителя, вторая же представляла собой народную интермедию, которая не имела ничего общего ни с Рождеством, ни с рождением Иисуса. Со временем вторая часть начала вытеснять первую, а сама интермедия превратилась в сатирическую комедию.

    Увеличить

    Но начнем с первой части . В основе сюжета лежит рождение Спасителя. Представление начинается с того, что Мария сидит возле яслей, в который лежит новорожденный Иисус. Сюда приходят Волхвы и Пастух, чтобы поклониться Спасителю. В пещере также находится Ангел. Волхвы рассказывают, что они встречались с Иродом и рассказали ему о рождении нового Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они ни в коем случае не сообщали Ироду, где находится Иисус, ибо у царя есть подлый план убить Спасителя, который может отобрать у него трон.

    После этого действие переходит на нижний этаж. Ирод очень разгневан, поэтому приказывает Воину избить всех младенцев в Вифлееме, чей возраст от двух лет и младше (знаменитое «избиение младенцев»). К жестокому царю приходит женщина по имени Рахиль и умоляет не убивать ее дитя. Однако Ирод неприступен. Прилетает Ангел и утешает бедную женщину. После этого на сцене появляется Смерть. Ирод просит дать ему отсрочку, однако Смерть взмахивает косой, и голова Ирода слетает с плеч. После этого Черт утаскивает Ирода в преисподнюю. На этом первая часть заканчивается.

    Увеличить

    Во второй части разыгрываются сценки из бытовой жизни. Здесь основными героями были фольклорные персонажи: Баба и Дед, Запорожец, Жид-шинкарь, Барин и Мужик, Ксендз, Дьячок, Цыган и т. д. По окончанию второй части один из персонажей «выходил» в аудиторию и собирал оплату со зрителей. В некоторых случаях вторая часть разыгрывалась не при помощи кукольных фигурок, а живыми исполнителями.

    Особую роль во второй части играла народная музыка. Так, за кукловодом часто стояла целая группа музыкантов с самыми разными инструментами , среди которых стоит называть скрипку, свирель, бандуру, цимбалы, лиру.

    Кроме того, некоторые куклы были механизированные : Смерть взмахивала косой, Запорожец танцевал гопак, голова Ирода слетала с плеч. «Анимировать» персонажей удавалось при помощи специальных штырей.

    История и современность

    Увеличить

    На территории Российской империи вертеп процветал, так как Петр I хотел привить своей стране европейские традиции. Однако когда к власти пришли коммунисты, которые были атеистами, вертепный театр был по запретом, потому что расценивался как религиозная пропаганда. Поэтому среди жителей СССР вертеп не был распространен, однако он сохранился в западных областях Украины, где было сильное сопротивление советской власти на протяжении практически всего пребывания Западной Украины в составе Советского Союза. Отсюда в середине 1980-х годов вертеп постепенно начал распространяться и в других республиках СССР. Кроме того, отдельные российские и украинские фольклористы провели грандиозную работу по восстановлению этой древней и интересной традиции.

    Сегодня праздничный вертепный театр можно увидеть на западе Украины и в Польше с 25 декабря по 7 января, а также в Восточной, Центральной Украине, в Беларуси и некоторых областях России в период празднования православного Рождества.

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь