• Что такое поклонный крест и для чего его ставят? Родная земля. Родина. Поклонные кресты Родная земля родина поклонные кресты

    25.08.2020

    СЦЕНАРИЙ УРОКА КУБАНОВЕДЕНИЯ

    ТЕМА УРОКА: Красный угол. Икона.

    ЦЕЛИ : познакомить учащихся с понятиями «икона» и «красный угол»; с традиционными, для кубанских хат и храмов, иконами; с православными традициями казаков; познакомить учеников со знаменитыми храмами и иконами.

    ОБОРУДОВАНИЕ : мультимедийная презентация, проектор, экран, аудиосистема; карточки с изображением иконы, красного угла, церкви; карточки с изображением икон и кратким описанием.

    ТИП УРОКА Комбинированный урок

    ВИД УРОКА Урок-беседа/виртуальное путешествие/проект

    УЧИТЕЛЬ Кощавцева Анастасия Васильевна, учитель начальных классов

    (Ф.И.О.полностью, предмет)

    ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 51

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: осваивать систему христианских понятий, знакомить с духовными и культурными ценностями, традициями Кубани.

    Метапредметные: умение слушать друг-друга и учителя, делать выводы; умение применять ИКТ и фонды библиотек для поиска и сбора информации; умение творчески преподнести полученные результаты исследований.

    Личностные: воспитывать любовь культуре и традициям предков; умение общаться с окружающими для обмена информацией, опытом.

      Организационный момент.

      Здравствуйте, ребята!

      Хочу начать наш урок со стихотворения Фёдора Сологуба:

    Всё хочет петь и славить Бога:

    Заря, и ландыш, и ковыль,

    И лес, и поле, и дорога,

    И ветром зыблемая пыль.

      Сегодня наш урок не простой. Вы сами будете рассказывать друг другу что-то новое, мы отправимся в виртуальное путешествие, и закончим наш проект «Духовные истоки Кубани» выставкой.

      Мы уже посещали с вами женский монастырь (во имя иконы Божией Матери «Всецарица»), вспомните его название, что вам было интересным, что нового вы узнали на этой экскурсии.

      Вы делали фотографии монастыря для выставки. Сдайте их.

      Проверка домашнего задания.

    2.1. Беседа. Актуализация знаний, полученных ранее.

      С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? («Родная земля. Родина. Поклонные кресты»)

      Что вам больше всего запомнилось? О чем вы можете рассказать?

      Что мы называем Родиной? Какие чувства у вас вызывает слово «Родина»?

      Как называется наша страна, родной край, город?

      Что означает название нашего города? Каким название было раньше и почему?

      Почему наш край называется Кубань? Чем он знаменит в стране?

    2.2. Творческое задание.

      Ребята, вы готовили рисунки, фотографии на тему «Ты, Кубань, ты, наша родина». Покажите работы классу. Позже мы их разместим на выставке.

    2.1. Исследовательская деятельность учащихся.

      Что вы видите на этом изображении?

    Покло́нный крест - монументальное сооружение в виде креста.

      Для чего они нужны?

      Где можно увидеть такие кресты в Краснодаре? Чем они знамениты? (выступление нескольких учащихся с короткими сообщениями о поклонных крестах г. Краснодара, презентуют фотографии этих поклонных крестов)

      Постановка цели урока.

    Икона темная Христа

    В старинной золотой оправе,

    Ты та же сердцу и не та,

    Икона темная Христа,

    Сокрытого в небесной славе.

    Икона вечная Христа,

    Твои черты безгласно строги,

    Зажгись, бессмертная мечта,

    Икона вечная Христа,

    Веди по голубой дороге!

    К.Д. Бальмонт

      Какова тема нашего урока, вы уже догадались? (Красный угол. Икона)

      Какую цель мы поставим перед собой? Что мы должны узнать, чему должны научиться?

    Цель: познакомить учащихся с понятиями «икона» и «красный угол»; с традиционными, для кубанских хат и храмов, иконами; с православными традициями казаков; познакомить учеников со знаменитыми храмами и иконами.

    Задачи: 1. Познакомиться с понятиями «икона» и «красный угол»; узнать названия, традиционных для Кубани икон, и их значения в жизни православного человека; учиться вести краткие записи, делать фото/скриншоты, в ходе экскурсии.

    2. Развивать исследовательский интерес, наблюдательность, внимание.

    3. Воспитывать интерес к истории родного края, уважение к традициям предков, к религии, к святыням.

      Организация восприятия и осмысления новой информации.

      Ребята, я уверенна, что вы молодцы и уже знакомы с темой нашего урока. И поэтому сможете сами рассказать друг другу многое во время урока.

    4.1. Коллективное взаимообучение в малых группах.

      Вы получили карточки с изображениями, обсудите, что вы видите на этих карточках, с друзьями. Расскажите всему классу.

      Икона – слово греческое и в переводе на русский означает «образ, изображение». Кстати, на Руси иконы так и называли – «образа». 1

      О каких иконах вы уже знаете? (Учащиеся выступают с сообщениями, дети демонстрируют иконы и красные углы своих домов)

      Кого изображали на иконах? Чем ценны иконы в жизни христиан?

      А что вы знаете, о знаменитых иконах нашей Родины, которые обладают чудотворными способностями? (Просмотр и обсуждение видеофильма «Чудотворные иконы Божией Матери» телеканала «Союз»)

      Красный угол. Почетное место в избе, находилось наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». 2

      Как вы думаете, почему на Кубани всегда был и есть в почете красный угол? Есть ли в вашем доме такое место?

      Какое устройство красного угла было в старину? А сейчас? Какие традиции связаны с этим местом в доме?

      Давайте узнаем больше об иконе, красном угле, традициях связанных с ними. В этом нам поможет учебник «История Кубанского казачества» 3

      Даже в творчестве русских поэтов есть описания красного угла, может кто-то помнит такие произведения? О какой детали красного угла упоминают авторы? (И.А.Бунин «Матери», А.Н. Плещеев «В бурю» - изучались по программе литературного чтения 2 класса)

      Чем украшали красный угол?

      Рушни́к (рус. полотенце) - полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. 4

      Кто делал рушники? Вспомните профессии (ремесла), которые нужны, чтобы создать рушник.

      Чем рушник отличается от обычного полотенца? (Дети показывают фотографии, а также настоящие рушники, которые хранятся в их семьях и рассказывают о них)

    Физминутка

      Первичная проверка понимания новой информации.

    5.1. Виртуальная экскурсия «Самые красивые храмы России».

      Вводная беседа.

      Продолжаем наш урок и отправляемся на нашу виртуальную экскурсию. (Просмотр видео и обсуждение «Самые красивые храмы России» от проекта «Русский ТОП»).

      Мы должны внимательно слушать, рассматривать, если необходимо мы можем останавливать видео и делать фотографии-скриншоты.

      Зачем нам пригодятся эти фото и записи? (Для выставки)

      Коллективное наблюдение и сбор материала.

      Заключительная часть.

    Физминутка (разминка для глаз после просмотра видео)

      Что нового вы узнали? Ребята, что вам показалось интересным?

      Появилось ли у вас желание посетить другие храмы Кубани и страны? В какие из увиденных на экране вы хотели бы посетить?

      Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему усвоенных знаний.

    6.1. Обобщающая беседа.

      Расскажите, зачем нужны иконы в жизни человека?

      Почему в каждой казачьей хате можно было увидеть красный угол?

      Как можно обустроить дома красный угол?

      Можно ли сказать, что поклонные кресты, икона, красный угол, храмы связаны между собой? Почему?

    6.1. Выставка.

      Мы закончим с вами размещение наших экспонатов, рисунков, фотографий на выставке.

      Во время перемен пригласим другие классы, поделимся с ними знаниями.

      Контроль за результатами учебной деятельности. Рефлексия. Оценка.

      Что нового вы сегодня узнали? Что вам показалось интересным?

      Какие православные традиции нашего народа вам знакомы? О каких узнали сегодня?

      Вспомним понятия, которые мы изучали сегодня на уроке.

      Какой была цель нашего урока?

      Чего мы добились? Важны ли для вас новые знания, чем?

      Сейчас оценим коллективно работу каждого на уроке, вы можете подсказать друг другу, как добиться лучших результатов. (учитель так же может поучаствовать в оценивании или помочь ученикам с критериями)

      Домашнее задание. Подведение итогов урока.

      Повторить понятия «красный угол» и «икона».

      Рассмотрим с вами изображения различных икон, попробуйте о них рассказать. Кто изображен на иконе? Какое название этой иконы?

    *Используются карточки с изображением икон.

      Желающие могут взять эту карточку с изображением иконы и ее историей, чтобы подготовить сообщение к следующему уроку.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: Х-XVII вв.: 7 кл.: Пособие для уч-ся общеобразоват.учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Матвеев О.В., История Кубанского казачества: учебник для 5 кл. учреждений дополнительного образования детей и классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края – Краснодар: Традиция, 2007.

      Интернет-ресурс. Сайт «Славянская культура» http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rushnik.html

      Шевченко Л.Л., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 кл. Учебник. – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2016.

      Шевченко Л.Л., Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения. Книга первая. 3-е издание – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

    1 1, 2 Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: Х-XVII вв.: 7 кл.: Пособие для уч-ся общеобразоват.учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001., с.75

    3 Матвеев О.В., История Кубанского казачества: учебник для 5 кл. учреждений дополнительного образования детей и классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края – Краснодар: Традиция, 2007., с.47-51

    4 Сайт «Славянская культура» http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rushnik.html

    Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

    Поклонные кресты. Что это такое?

    Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

    Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

    Золотой стандарт ответственно устанавливает исторические размеры православного поклонного креста. Это руководство по его изготовлению и установке.

    «Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать».

    КУПИТЬ КНИГУ

    По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

    1. Миссионерские.

      Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством.

    2. Навигационные (они же «приметные»).

      Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека.

    3. Межевые или, как их еще называют – придорожные.

      Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город(или село-деревню и тому подобное)мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий.

      У таких крестов даже своя особая конструкция: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец». Иногда такими крестами отмечались освобожденные от захватчиков селения и города. Места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно.

    4. Памятные (благодарственные, обетные).

      Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм.

      Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим.

    5. Охранные.

      Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скревны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые огорода отмечены аж с четырех сторон подобными символами.

      Такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».

    6. Кресты – заместители церквей, храмов и часовен.

      Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.

      Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.

    7. Поминальные.

      Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.

    Как воздвигали Поклонные кресты

    Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

    Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

    Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.

    Подытожим: зачем устанавливают Поклонные кресты?

    Чуть выше мы с вами выяснили, что Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:

    • Место утраченной церкви или кладбища;
    • Святой источник;
    • Место, на котором стояли языческие идолы;
    • Гиблые, опасные места;
    • Въезд в город;
    • Место гибели;
    • Место массовых крещений и так далее.

    И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». И то, что традиция эта очень и очень древняя, даже если не брать в расчет Русь, а заглянуть еще дальше – в Римскую Империю, во времена правления Константина (312 год). По легенде, накануне его сражения с Максенцием (заклятый враг, кстати), Константину приснился сон, в котором он увидел крест с посланием: «Сим победишь!». Действительно, победил, а после своей триумфальной победы установил на главной площади Рима памятник, изображающий, естественно, себя любимого с копьем, а копье это было увенчано, как раз, крестом и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана».

    Фото поклонных крестов

    Вопрос-ответ

    Друзья, мне частенько задают некоторые вопросы, касающиеся поклонных крестов, их установке и так далее. Чаще, конечно, про установку. Так вот, я решила на некоторые из них дать ответ. Ответы не с потолка беру, с различных сайтов (авторитетные источники, между прочим) православной тематики.

    • Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

      Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

    • Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

      Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим.

      Крестовский Мост - Православная газета (www.krest-most.ru)

    Но я отвлеклась. Так вот, традиция эта древняя, но жива до сих пор(и даже больше, чем жива). Поклонные кресты до сих пор продолжают оберегать наши города, и напоминать о прошлом, иногда печальном, иногда нет. И думаю, что еще очень и очень долго мы будем встречать деревянные кресты, возвышающиеся вдоль дорог.

    Конспект урока кубановедения во 2 классе

    Тема: Родная земля. Родина. Поклонные кресты .

    Тип урока: комбинированный

    Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, сопричастности к единому государству, знакомство детей с историей и культурой России, пробуждение интереса к духовной жизни предков.

    Планируемые результаты

    Предметные: знакомятся с понятием «Родина», «Родная земля» пользуются средствами речевой выразительности, сравнивают изображения поклонных крестов разных населённых пунктов нашего района

    Метапредметные:

    познавательные : воспризводят по памяти информацию; строят речевые высказывания; осуществляют анализ, синтез, сравнение, самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера;

    регулятивные: в случае необходимости вносят дополнения и коррективы в ответы учащихся, оценивают результат работы;

    коммуникативные: владеют умением связно изъясняться, выполняют работу в группах

    Личностные:

    Эмоционально постигают важность изучаемых понятий

    Образовательные ресурсы: фотографии поклонных крестов, толковый словарь,

    - Громко прозвенел звонок, начинается урок.

    Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,

    Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

    Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    2 Актуализация

    Игра-соревнование «Кто быстрее». Класс разбивается на 4 команды. Каждая команда получает карточку с названием времени года и составляет несколько предложений с указанием характерных признаков этого времени года. 3 другие команды угадывают время года.

    3.Целеполагание

    Ребята. Мы начинаем изучать новый раздел. Он называется «Духовная культура Кубани».

    Слайд 2

    Игра «Пословицы рассыпались».

    Слайд 3

    Рассыпались части от пословиц.

      Родина - мать, умей за нее постоять

      Где кто родится, там и пригодится.

      Человек без родины, что соловей без песни.

      Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

      Родная сторона - мать, чужая- мачеха.

    К первой пословице не хватает начала. Скажите, какое слово мы можем поместить на первое место?

    Верно, это слово РОДИНА, но и у последней пословицы нет начала. Каких слов в ней не хватает? Да, слов РОДНАЯ СТОРОНА (или РОДНАЯ ЗЕМЛЯ)

    Слайд 4

    Как вы думаете, о чём же сегодня пойдёт речь на уроке?

    Верно, тема сегодняшнего урока: Родная земля. Родина. Поклонные кресты.

    Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7

    Соединяют части пословиц

    Отвечают

    Отвечают

    Формируют и аргументируют своё мнение.

    Осуществляют самоопределение, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    4 Работа по теме урока

    Скажите, как вы понимаете смысл слова РОДИНА?

    Теперь найдём в толковом словаре и прочтём понятие РОДИНА

    Вот как об этом сказал К.Д. Ушинский. Давайте прочитаем.

    Слайд 8

    «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

    Как вы думаете, где берёт начало слово Родина?

    Слайд 9

    Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого - либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов - Родень. Он был посвящён богу Роду.

    Слайд 10

    Есть ли что- нибудь общее у слов род, родина, родня, родители, родословная .

    Верно, здесь единый корень – род.

    Сначала человек появляется на свет. Потом он узнает, что его Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

    С первых дней жизни его окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды к нему приходит понимание, что кроме его дома, его двора, его улицы, его района, его города, то, что мы называем нашей «малой Родиной», есть еще «Моя Страна» или «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ». Это миллионы людей, которые лично не знакомы с нами. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга. Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

    Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

    И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

    Высказываются

    2 ученика читают вслух по 2 предложения

    Дети отвечают, затем

    1 ученик читает

    Дети отвечают

    Слушают учителя

    Умение ориентироваться в словаре

    Ориентируются в своей системе знаний, анализируют

    Устанавливают связь между словами, опираясь на знания, полученные на уроках русского языка

    5 Физминутка

    Медвежата в чаще жили, вот так, вот так.

    Нежно, радостно дружили, вот так, вот так.

    Мишки фрукты собирали, вот так, вот так.

    Дружно яблоньку качали, вот так, вот так.

    Вперевалочку ходили вот так, вот так.

    И из речки воду пили вот так, вот так.

    А потом они плясали, вот так, вот так.

    К солнцу лапы поднимали вот так, вот так.

    Сначала шагают, затем кланяются, отводя поочерёдно правую и левую руки. Затем выполняют движения, имитирующие сбор фруктов с дерева, затем повороты вправо-влево, ходьба вперевалочку, наклоны вперёд, подскоки с вращением. В конце поднимают руки вверх.

    Профилактика утомления

    6. Закрепление

    Исследование (работа в группах)

    Когда мы говорим о духовности русского народа, это непременно связано с православием. Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный – возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах...

    Помните ли вы, как молились казаки, когда находились в поле или в огне сражений?

    Слайд 11

    Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест – знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Традиция ставить кресты пришла на Русь даже ранее принятия ею христианства.

    Видели ли вы когда-нибудь, въезжая с родителями на автомобиле в населённый пункт, вот такой крест?

    А знаете ли вы, что традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях. Её внук, князь Владимир Красно Солнышко продолжил эту благочестивую традицию. Зачем, по-вашему мнению?

    Основная цель их устроения – напомнить путнику о вечном, о необходимости воздохнуть Богу в молитве и поклониться Христу. Поклонными в старину назывались кресты, которые ставились на месте разрушенных храмов – там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое).

    Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

    Стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

    Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.

    Рассмотрите предложенные фотографии и постарайтесь определить, где могут стоять поклонные кресты

    Слайд 12

    Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:

      Место утраченной церкви или кладбища;

      Святой источник;

      Место, на котором стояли языческие идолы;

      Гиблые, опасные места;

      Въезд в город;

      Место гибели;

      Место массовых крещений и так далее

    И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». Сегодня эта традиция возрождается. Как и тысячу лет тому назад, Поклонный крест напоминает людям об исконной Православной вере. Многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Так пусть же кресты защищают нашу землю от бед, украшают ее и говорят всем проходящим мимо, что здесь живут православные христиане. И делают нас чище…

    Внимательно слушают учителя

    Дают ответы по материалам экскурсии в музей

    Дают утвердительные или отрицательные ответы

    Высказывают предположения

    Слушают рассказ учителя

    Работают в группах, пытаясь определить места установки поклонных крестов

    Накапливают информацию

    6. Рефлексия

    Какую цель мы ставили на уроке?

    Достигли ли мы её?

    Что получилось хорошо?

    О чём хотели бы узнать подробнее?

    Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы.

    Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

    7.Домашнее задание

    Подготовить сообщение о том, где в нашем крае вы видели поклонный крест и нарисовать крест, который вы бы хотели видеть при въезде в свой город

    Записывают задание на дом

    Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

    Каким бы ни был путь к ним долгий,
    Быть может, до последней, до черты…
    Они напомнят о святой княгине Ольге.

    Под основание поклонного креста
    Княгиня опустила горсть земли.
    Как память о распятии Христа,
    Голгофой новой место нарекли.

    Все православные поднялись к ней.
    Камнями крест священный обложив,
    И возвышенье сделав из камней,
    Молитву на горе той совершив.

    Так в Киеве поставлен первый крест,
    На взгорье, на крутом зелёном.
    Он стал одним из заповедных мест.
    К нему все шли всегда с поклоном.

    Поклонный Крест святой Руси –
    Страны родной духовный щит.
    О милости господней попроси,
    И у креста святого не ропщи.

    Не дожидаясь грозного перста,
    Средь праздников и серых буден
    Покайся, помолись ты у креста,
    Твори добро на радость людям.

    О, как же ужаснулась вся страна!
    Такого ещё не было на свете:
    Руками падших рушит сатана
    Поклонные Кресты столетий!

    Доколе братья, сёстры нам терпеть?
    Что ж власть не принимает должной меры?
    Как горестно на это всё смотреть!
    Пора встать на защиту нашей веры!

    НЕМНОГО ИСТОРИИ:

    Поклонные Кресты, означая собой памятные и знаменательные места, служат верующим местом для молитвы, напоминанием всем проходящим и проезжающим о необходимости покаяния, нравственного очищения, жития по законам добра и любви к ближним.Первый Поклонный Крест был установлен на Руси святой равноапостольной княгиней Ольгой более тысячи лет тому назад на Киевских горах.
    Православные Поклонные Кресты обычно деревянные, реже - каменные четырехконечные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток.
    В подножье Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста.
    Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные… Ставились кресты по разным случаям. Сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь… Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. Кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры. Испокон веку жизнь русского человека нельзя было представить без деревянного креста. И хотя невелик он, по сравнению с церковью, велика была сила его эмоционального воздействия. Крест это и памятник крестьянской письменности, архитектуры, культа, и навигационный знак моряков, нанесенный на лоцманские карты.
    Православные традиции воздвижения Поклонных Крестов есть и на сибирской земле. В Сибири Поклонные Кресты издавна ставили на вершинах гор. В Горной Шории был освящен Поклонный Крест на самой высокой точке горы Мустаг; в Томске на горе Каштак Крест установлен в память о погибших в годы сталинских репрессий; в Бийском районе Республики Хакасия - в память о казаках, защищавших южные рубежи Сибири.

    Рецензии

    Очень хорошо, что Вы подняли эту тему! Те, кто пилят кресты выступают против Церкви и называют себя спасителями народа. Но на самом деле русского народа без Церкви нет просто! Годы безбожия - тому пример! Храни Вас Бог!

    Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    Урок № 33.Тема урока: Родная земля.

    28.08.2014 6544 0

    Цель : Подготовить голосовой аппарат к пению, развивать навык «чистого» интонирования и «владения» своим голосом.

    Ход урока.

    Орг момент.

    2.1. Упражнение в унисон на легато «Мы поём…» Предложить учащимся исполнять фразы по очереди: то «про себя», то вслух. Этот приём позволяет отрабатывать интонационно чистое, точное вступление на первый звук каждой новой фразы. При пении «про себя» желательно беззвучно артикулировать текст, что даёт возможность сохранить ритмическую основу и единый темп движения.

    2.2. Упражнение «Журавель» исполняется по нотам, а затем со словами, с показом движения мелодии по «нотоносцу-руке».

    2.3. Исполнение песни «Республика независимая» слова и муз. Л.Мельниковой.

    2.4. Знакомство с песней «Казахстанская земля» слова и музыка Л.Мельниковой.

    Что вы можете сказать о характере этой песни? (песенный)

    О чем рассказала нам песня?

    2.5. Разучивание 1 куплета и припева песни «Казахстанская земля».

    2.6. Исполнение разученного музыкального материала с последующим повторным слушанием песни (можно к исполнению песни добавить элементы казахских танцевальных движений).

    В музыке любого народа отражены любовь к Родине, к родной природе, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о родной земле помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.

    3. Слушание музыки

    А теперь, садитесь удобнее, я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие. А поможет нам музыка одного из самых знаменитых музыкантов казахской земли Курмангазы Сагырбаева (портрет), который был настоящим патриотом своей страны. Вся жизнь известного кюйши прошла в борьбе с несправедливостью. Мы послушаем кюй под названием «Сары арқа», его считают вершиной творчества не только Курмангазы, но и всей казахской музыки. Это одно из самых известных произведений кюйши, которое завоевало необычайную популярность не только в Казахстане, но и за его пределами.

    (под звучание кюя Курмангазы «Сары арка» демонстрируются слайды с видами Казахстана: природа, города, люди…)

    Какое впечатление произвела на вас музыка и картины природы, городов нашей страны?

    О чем рассказала вам музыка Курмангазы?

    Можно о Курмангазы сказать, что он патриот своей Родины? Почему?

    Согласны ли вы с народной пословицей: «Кто любит свою Родину и народ, тот подлинный патриот»?

    Должен ли человек развивать в себе такое качество, как патриотизм?

    За что человек любит свою Родину?

    Можете вы о себе сказать, что вы патриоты своей Родины?

    Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине?

    Какие чувства возникают у вас, когда вы слушаете или поёте о Родине?

    III. Заключительная часть

    1. Творческая деятельность

    Сочинение синквейна (пятистишия) «Музыка о Родине».

    (фоном звучат мелодии казахстанских композиторов)

    2. Подведение итогов урока

    Учащиеся зачитывают свои стихотворения «Музыка о Родине».Рефлексия

    С чем вы уходите сегодня с урока?

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь