• Урок 10 кл многообразие путей познания мира. Многообразие путей познания и форм человеческого познания. Заключительное слово учителя

    25.08.2020

    Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

    Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

    - обыденно-практическое (житейское);

    - игровое;

    - художественное (искусство);

    - мифологическое;

    - религиозное;

    - народная мудрость и здравый смысл;

    - самопознание;

    - паранаука (околонаучное знание)

    Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

    Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

    Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных...») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

    Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

    Возрастание объема и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.


    Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

    Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

    Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

    Познавательная сторона искусства заключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

    Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

    Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

    Самопознание - это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

    Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

    Обществознание 10 класс

    Тема урока: Многообразие путей познания мира

    Цель: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

    Задачи :

      ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

      развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

      способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

    Тип урока : урок - деловая игра.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

    Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

    Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

    Помогает ли искусство лучше понять мир?

    Поразмышляем над этими вопросами.

    Тема урока: «Многообразие путей познания мира». Мы рассмотрим следующие вопросы:

    1. Миф и познание мира.

    2. «И опыт, сын ошибок трудных...»

    3. Народная мудрость и здравый смысл.

    4. Познание средствами искусства.

    5. Там, где кончается наука.

    II. Новый материал

    Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по . Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

    Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с материалами параграфа и дополнительными материалами.

    Группа 1 готовит выступление в защиту мифологических знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

    Группа 2 готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя п. 2 «И опыт, сын ошибок трудных...» § 23 и дополнительный материал.

    Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла, используя п. 3 «Народная мудрость и здравый смысл» § 23 и дополнительный материал.

    Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

    Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний, используя п, 4 «Там, где кончается наука» § 23 и дополнительный материал.

    Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании «круглого », опираясь на вопросы и задания.

    Материал для группы 1

    Мифология

    Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

    Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

    Что же такое миф и как он появился?

    Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

    Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

    Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

    В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

    Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

    Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

    Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

    От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

    От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

    От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

    От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

    Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

    В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

    В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

    В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

    Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

    Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

    Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога- обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

    Миф - первая форма познания и объяснения общества

    Основные тематические циклы мифов:

    космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Вселенной;

    антропогонистические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

    мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

    эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;

    биографические мотивы - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.

    Роль и значение мифов:

    черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

    создаем картину целостной жизни народа;

    мифы сохраняют жизненный опыт народов;

    постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

    обеспечивает преемственность культурного опыта;

    передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

    Материал для группы 2

    Историк прошлого века С. М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.

    Из «Истории России с древнейших времен»

    Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья; то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном. «Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал; «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муроль (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.

    Прочитайте эпизод из рассказа Н. С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на допрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.

    Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

    И твое имя тут есть? - спросил государь.

    Никак нет, - отвечал левша, - моего одного и нет.

    Почему же?

    А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

    Государь спросил:

    Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

    А левша ответил:

    Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

    Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.

    Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

    Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

    Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.

    Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

    «И опыт, сын ошибок трудных...»

    Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.

    Его особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».

    Способ формирования практического знания - трудовая деятельность.

    Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.

    Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

    Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).

    Материал для группы 3

    Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально- бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н. А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы... наконец, русские народные сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».

    Упрямая жена

    Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты ку- гГйл?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»

    День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что умираешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

    Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

    Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».

    Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

    Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» - «Зарывайте меня в землю!»

    Так и зарыли.

    Шемякин суд

    Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный пришел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нарубил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

    Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

    Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и думает: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

    Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

    Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

    Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».

    Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

    Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»

    Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.

    Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

    Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

    Иному горе - ученье, иному - мученье.

    Не испортив дела, мастером не станешь.

    В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

    Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

    Народная мудрость и здравый смысл

    Народная мудрость - обобщенные практические знания.

    Примеры народной мудрости:

    афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

    поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

    суждения: «Куй железо, пока горячо»;

    загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».

    Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

    Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта

    Материал для группы 4

    1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».

    2. Проанализируйте стихотворение.

    После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

    Я прикасаюсь ладонью к истории.

    Я прохожу по гражданской войне...

    Как бы хотелось им в Первопрестольную

    Въехать однажды на белом коне!..

    Как они после забытые, бывшие –

    Все проклиная и нынче и впредь,

    Рвались взглянуть на нее,

    Победившую,

    Пусть непонятную,

    Пусть непростившую

    Землю родимую

    И - умереть!

    Полдень:

    Березовый отсвет покоя.

    В небе - российские купола,

    И облака, будто белые кони,

    Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.

    3. Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен».

    Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?

    Познание средствами искусства

    Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

    Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

    Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.

    Материал для группы 5

    Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

    Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

    Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

    Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соотетствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

    Там, где кончается наука Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

    Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

    Отличительные черты паранауки:

    Паранаука отличается претензией на универсальность.

    Завышенные претензии на внимание к себе.

    Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

    III. Итог урока

    Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

    С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

    Что объединяет все эти направления?

    Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

    Выполните задания к параграфу.

    Домашнее задание

    Выучите § 23, выполните задания.

    Тема урока: «

    1. Цели урока :

    § Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

    § Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    § Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

    2. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

    3. Тип урока: урок - деловая игра

    4. Оборудование урока:

    Ø Мультимедиа

    Ø Материалы для групп

    5. Литература:

    · Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

    · Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.

    · Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;

    · Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

    · Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

    7.План урока:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами искусства.

    5.Паранаука.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Многообразие путей познания мира».

    1. Цели урока :
    • Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;
    • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
    • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
    1. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
    2. Тип урока: урок - деловая игра
    1. Оборудование урока:
    • Мультимедиа
    • Материалы для групп
    1. Литература:
    • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
    • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
    • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;
    • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
    • Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

    7. План урока:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    4.Познание средствами искусства.

    5.Паранаука.

    Ход урока.

    Методы и методические приемы

    Виды деятельности учащихся

    Прогнозируемый результат

    Организационный момент.

    мотивационный момент

    Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

    Давайте с вами отметим отсутствующих.

    Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

    Давайте проверим домашнее задание! У меня к вам два вопроса:

    • Что такое истина? Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
    • Чем абсолютная истина отличается от относительной?

    Хорошо! Молодцы!

    Сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Сейчас очень много астрологов, экстрасенсов с обещаниями решить все проблемы, необычайно популярными стали передачи по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, итак тема нашего урока: «Многообразие путей познания мира»

    Цель урока: ознакомиться с видами и уровнями человеческих знаний;

    Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами

    Искусства.

    5.Паранаука.

    Ребята, теперь запишите задание на урок:

    На протяжении урока вы будите подбирать аргументы

    И в конце урока ответим на заданный вопрос.

    Я предлагаю Вам ролевую игру.

    Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины.

    Сейчас я вам поднесу поднос с листочками, где будет написано, какая группа будет отвечать за какой блок.

    Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа представления.

    Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.

    Группа II готовит выступление в защиту жизненного опыта.

    Группа III готовит выступление в защиту народной мудрости

    Группа IV готовит выступление в защиту художественно-образных знаний.

    Группа V готовит выступление в защиту паранаучных знаний.

    провести урок в виде

    Заслушиваем выступление

    Итак, Какие знания дают мифы?

    Переходим ко второй группе, которые ответят нам:

    Можно ли доверять опыту?

    Третья группа.

    В чем состоит народная мудрость?

    Задаю вопросы:

    Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:

    Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

    Иному горе – ученье, иному – мученье.

    Не испортив дела, мастером не станешь.

    Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

    Примеры народной мудрости:

    Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;

    Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

    Суждения: «Куй железо, пока горячо».

    Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

    4 группа:

    Помогает ли искусство лучше понять мир?

    5 группа: Можно ли полагаться на достоверность информации паранауки?

    вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее итоги.

    – С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?

    – Какой из них показался вам самым убедительным?

    Что объединяет все эти направления?

    Вернемся к тому вопросу, который я задала вам в начале урока:

    Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?

    Таким образом:

    Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

    Теперь запишем задание нам дом: учебник -§23 (Л.Н. Боголюбов),

    Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

    Выставляю оценки…

    Отвечают на первый вопрос

    Отвечают на второй вопрос

    Ученики записывают в тетради тему и план урока.

    записывают

    Отвечают учащиеся I группы - «Миф – первая фаза познания и объяснения общества».

    Ученики делают выводы:

    докладывают

    отвечают

    перечисляют

    Думают и отвечают

    Дети записывают домашнее задание

    А. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом , истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

    б. В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

    Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

    Для представителей другого направления - рационалистов - критерием истины выступал разум

    2. Итак, Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

    Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив.

    - космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;

    - антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;

    - мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных культурных благ;

    - эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;

    - биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

    Роль и значение мифов:

    - черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

    - создаем картину целостной жизни народа;

    - мифы сохраняют жизненный опыт народов;

    - постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым опытом коллектива, сообщества людей;

    - обеспечивает преемственность культурного опыта;

    - передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

    Специфика искусства:

    Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми они оперируют.

    Причина появления – ограниченные возможности наук4и, которая не может ответить на все вопросы.

    - паранаука отличается претензией на универсальность; - завышенные претензии на внимание к себе;

    - нередко нетерпимость к традиционной науке.

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами

    искусства.

    5.Паранаука.

    Точного ответа нет на этот вопрос, но к абсолютной истине не приведут.

    Материалы для группы 1.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту мифологических знаний,

    Мифология.

    Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

    Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

    Что же такое миф и как он появился?

    Миф - это слово, предание. Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. По определению Н.А.Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщание») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф – это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

    Миф – это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

    Миф, таким образом, представляет, по определению русского философа, религиозного мыслителя А.Ф.Лосева, магическое слово (имя), т.е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф – предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

    В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии – то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

    Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

    • Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Определите, к какому типу мифов они относятся? Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать? Можно ли эти сведения назвать знаниями?

    В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

    В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

    В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

    Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

    Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос – громом, кровь – реками и водоемами, волосы и усы – созвездиями, пот – дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

    Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами – предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они – потомки белых обезьян.

    Миф – первая форма познания и объяснения общества.

    Основные тематические циклы мифов:

    • Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной,
    • Антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества,
    • Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ.
    • Эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времени.
    • Биографические мотивы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.
    • Этиологические мифы – мифы, объясняющие происхождение отдельных предметов и явлений природы и человеческой культуры.
    • Этногонические мифы – мифы о происхождении народов.
    • Календарные мифы – мифы о смене времен года.

    Особенности мифологического мышления:

    • Неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т.д.
    • Замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении.
    • Все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения.
    • Миф совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.

    Роль и значение мифов:

    • Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей.
    • Создаем картину целостной жизни народа.
    • Мифы сохраняют жизненный опыт народов.
    • Постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей.
    • Обеспечивает преемственность культурного опыта.
    • Передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

    Материал для группы 2.

    • Задание. обыденных знаний, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    «И опыт, сын ошибок трудных…».

    Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт. В отличие от специальной познавательной деятельности, в отличие от науки, где знания – самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек строит лодку. Его цель – лодка, а побочный результат его деятельности – это знание о том, какое дерево лучше использовать, чем и как его обрабатывать и т.п. И это знание он получает только с опытом. При этом этот человек не нуждается в теоретическом обосновании, он просто знает, что, так или иначе будет лучше.

    • Это результат активного опыта, накопляемого поколениями людей.
    • Дает элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях.
    • Знания прочны, но разрозненны, представляют набор сведений.
    • Способ формирования практического знания – трудовая деятельность.
    • Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
    • Практическое знание – это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
    • Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
    • Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
    • Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
    • Духовно-практическое знание – это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди.
    • Ученики делают выводы:
    • - опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
    • - способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
    • - практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;
    • Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
    • - приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму поведения.

    Материал для группы 3.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту народной мудрости, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Народная мудрость и здравый смысл.

    Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленных на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.

    На ранних этапах истории человечества мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. У древних греков олицетворением мудрости являлась Афина Паллада. Со временем изменилось понимание мудрости – она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях, без соотнесения с миром богов.

    Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельности. Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей.

    Отличительной чертой народной мудрости является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения – например, «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и «Утро вечера мудренее».

    Здравый смысл включает в себя определенные сведения, знания, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Это так называемое природное мышление, которое присуще каждому человеку. Здравый смысл подсказывает, что можно делать, и что нельзя. Здравый смысл, будучи связан с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных истин. Так, считалось, что Земля – плоская и предположение о том, что Земля круглая противоречило здравому смыслу. Здравый смысл – явление консервативное, новые сведения медленно вытесняют старые.

    • Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, сказаний, примет, загадок.
    • Народная мудрость – обобщенные практические знания.
    • Примеры народной мудрости:
    • Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
    • Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
    • Суждения: «Куй железо, пока горячо».
    • Загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».
    • Отличительная черта народной мудрости – свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
    • Народная мудрость – неоднородна, противоречива, т.к. к одним и тем же явлениям, поступкам выражают отношение разные люди.
    • Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.
    • Помогает ориентироваться в окружающей реальности.
    • Верно указывает направление и способ деятельности.
    • Противостоит выдуманным схемам и штампам.
    • Не поднимается до уровня научного объяснения реальности.
    • Не проникает в сущность явлений, дает поверхностное суждение.
    • Создает иллюзию абсолютной правды и истины.

    Материал для группы 4.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту художественно-образных знаний.

    Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Познание средствами искусства.

    Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

    Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.

    Искусство имеет дело с художественным освоением мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по документам, архивным данным, но можно многое узнать о прошлом с помощью художественных произведений. Художественное произведение (а в это понятие входит и литература, и архитектура, и живопись) дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои/вещи прошлого, но и отношение к ним, помогает ощутить дух прошлого.

    В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку перед читателем предстают разные стороны жизни русского общества. Мир чувств, образов, предстающий в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью улавливать важные процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире.

    Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

    Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким образом. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут.

    Специфика искусства:

    • оно является образным и наглядным;
    • для него характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
    • воображение и фантазия познающего субъекта.
    • Произведения искусства помогают ощутить дух времени.
    • Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
    • Художественный образ – это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
    • Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
    • Искусство выражает эстетическое отношение к действительности.

    Материал для группы 5.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту паранаучных знаний. Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Там, где кончается наука.

    Паранауки (лат. para – при-, околонаучное знание) отвечают на те вопросы, на которые у науки нет ответов. На данный момент к паранаукам можно отнести уфологию (о НЛО), в какой-то мере астрологию и т.п. Часто используются сведения, не подтвержденные экспериментами, не вписывающиеся в принятые теории. Паранаука отличается претензией на универсальность, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам. Однако не стоит однозначно отрицательно относиться к таким «паранаукам» - возможно в будущем они разовьются до статуса науки, став более объективными, и раскроют нам тайны природы, дадут ответы на такие вопросы как «существуют ли внеземные цивилизации» и т.п.

    • Паранаука – околонаучное знание.
    • Характерные черты паранауки – туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.
    • Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

    Отличительные черты паранауки:

    • Паранаука отличается претензией на универсальность.
    • Завышенные претензии на внимание к себе.
    • Нередко нетерпимость к традиционной науке.
    • Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

    Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

    Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика- экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

    • Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

    Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и приведений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М.Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

    • Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность астрологических предсказаний и прогнозов.


    Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

    2. Религиозное познание
    Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

    3. Обыденно-практическое познание

    Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

    4. Художественное познание

    Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.

    5. Философское познание

    Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

    6. Паранаука
    В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

    1. Что такое познание; структура познавательной деятельности.

    2. Ненаучные формы познания: мифологическое, религиозное, обыденное

    3. Чувственное познание и его формы

    3. Рациональное /логическое познание и его состав

    4. Научное познание. Истина относительная и абсолютная

    Познание («гносеология» от греч. gnosis –познание и logos – учение)– это деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.

    Знание – это результат познания, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, которые в значительной мере закрепляются в знаках естественных и искусственных языков.

    Познание включает в себя:

    - субъект познания - им является человек;

    - объект познания – им является то, что познается человеком (природа, общество, человек);

    - условия познания (базис познания) - материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы, инструменты и др.), информация, имеющаяся в обществе, которую субъект может использовать в своей познавательной деятельности

    До того, как сформировалась наука, в жизни людей преобладали ненаучные формы познания:

    А) мифическое познание (мифология) – объясняла природную и социальную действительность деятельностью сверхъестественных сил;

    Б) религиозное познание вырастает из мифического, но более развито, абстрактно и отличается хорошо разработанным учением о моральном поведении людей.

    В) обыденное познание - складывается спонтанно на основе повседневного житейского опыта, бытовой практики. Здесь знания разрозненны и отсутствует учение о знаниях, слабо разработаны теории. Из обыденного опыта формируется здравый смысл – усвоенные навыки практической жизнедеятельности. Здравый смысл не проникает в сущность явлений, а дает поверхностное суждение. Опираясь на традиции, он живет настоящим временем, но слабо реагирует на новые веяния жизни, ограничен в прогнозировании будущего. Прогностическую задачу выполняет наука.

    Существует такое философское учение о познании как агностицизм (от греч. agnostos –«недоступный познанию») – учение, отвергающее познаваемость мира (потому что ощущения и восприятия человеком внешнего мира всегда неполны и искажены).

    Но сторонники гносеологического подхода доказывают возможность адекватного познания мира, что подтверждается практической деятельностью людей.

    В процессе познания выделяют два уровня (способа) познания:

    1) чувственное познание и 2) рациональное / логическое познание (мышление)

    Чувственное познание -

    является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Существуют следующие формы чувственного познаний (в последовательности их усложнения):

    А) Ощущение - исходная форма чувственного познания. Оно отражает отдельные свойства объекта, является результатом воздействия объекта на тот или иной орган чувств человека. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения.

    Б) Восприятие - вторая форма чувственного познания. Это целостное (комплексное) отражение предмета или явления при прямом воздействии его на органы чувств. Здесь уже присутствует момент обобщения.

    В) Представление - третья, высшая форма чувственного познания. В представлении наглядный образ объекта возникает без непосредственного контакта с организмом человека. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Это образы предметов, событий, возникающие на основе припоминания или же творческого воображения. Здесь образ объекта менее конкретный, а в большей мере «усреднённый» (обобщённый).

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь