• Гуманизм в европе. Возрождение и гуманизм в западной европе. Повседневная жизнь эпохи Возрождения

    24.04.2022

    Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.

    Цель: 1) изучить философию гуманизма, 2) научиться определять мировоззренческие установки Раннего нового времени, работать с историческими источниками, анализировать, высказывать свою точку зрения; 3) воспитание гуманных качеств личности, целеустремленности.

    Оборудование: карта, портреты, раздаточный материал (тесты, документы)

    Понятия: Возрождение, гуманизм, утопия.

    На доске:

    1Возрождение, основные этапы.

    2Гуманизм и гуманисты

    3.Писатели гуманисты. Утопии.

    Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

    Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

    Франсуа Рабле (– французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

    Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

    Мигель Сервантес () – испанский писатель.

    «Дон Кихот»

    Ход урока

    1. Повторение изученного материала.

    1.Фронтальная беседа.

    Назовите причины Великих географических открытий.

    Значение ВГО.

    Последствия ВГО?

    2. Кроссворд

    3. Работа с датами

    2. Переход к изучению нового материала.

    1Возрождение, основные этапы.

    2Гуманизм и гуманисты

    3.Писатели гуманисты. Утопии.

    2. Изучение нового материала.

    -Каким представляли себе мир люди средневековья? (по картинке) Что является центром земного мира?

    Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

    3. Собаки.

    -Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? (в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

    -Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

    Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

    1) Возрождение, основные этапы.

    В 14-16 веке европейцы перестали считать античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников. Все больше образованных людей читают стихи и пьесы античных писателей, в которых воспевается не любовь к богу, а земная любовь мужчины и женщины. Художники и поэты пытались постигнуть приемы, используемые мастерами прошлого. При этом они оставались верующими людьми.

    Возрождение -эпоха в развитии европейской культуры (14-16 века), для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности, философии гуманизма. Словарь в учебнике. Запись в словарях, тетрадях.

    Эпоха Возрождения (Ренессанс) делится на три периода:

    1 Раннее Возрождение (14-15вв)

    2 Высокое Возрождение (15-16вв)

    3 Позднее Возрождение (17в)

    Почему эпоха Возрождения начинается именно в Италии? (интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождении, на территории Италии находилось древнее государство Рим, именно здесь сохранились древние книги скульптуры и др. произведения искусства античности).

    Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля на которой стоит город, священнее, чем думают люди.»

    2. Гуманизм и гуманисты .

    Философов Возрождения называют гуманистами («гуманус» - человечный). Прочитайте их высказывания. (По цепочке)

    От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди? (от его желания преуспевать в делах, упорства)

    Какого место человека в мире, по мнению Мирандолы? (в центре мира, способный сам формировать себя, свою судьбу)

    Как вы думаете, благодаря чему человек станет всемогущим?


    но узнанными быть обидно.

    В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? (стать мудрым, жить честно)

    Насколько важно для человека познавать мир?

    Каковы главные цели в жизни человека по мнению гуманистов?

    Гуманисты сторонники не божественного, а светского взгляда на мир. Они мечтали об обществе, в котором люди смогут освободиться от предрассудков Средневековья, в котором они будут стремиться к счастью, используя все свои силы и способности.

    Запись в тетрадь Гуманизм - философское учение, направление в живописи и литературе, которое осуждает пороки средневекового общества, возрождает веру в человека и его разум, объявляет душу и тело одинаково прекрасными.

    Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кровопролитным трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами.

    Какие строчки из высказываний вам кажутся актуальными? Что можно взять за правило сегодня?

    Гуманизм и гуманный – родственные слова. Гуманный в переводе означает человечный. Какими качествами должен обладать гуманный человек?

    3. Писатели гуманисты. Утопии .

    Величие и свобода античных героев, полководцев, ученых писателей порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений подразумевавших ничтожность людей перед Богом, люди начинают читать новые сочинения, в которых больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью.

    Задание: Прослушайте сообщения и ответьте на вопрос: Какие недостатки высмеивали в человеке гуманисты?

    Сообщения:

    Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

    Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних христианских писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинно высокой античной культуры. Еще в юности зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их красиво и изящно выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Однако самым знаменитым творение Э. Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвященная другу и гуманисту Томасу мору. Эта книга имеет выразительное название «Похвала Глупости»: главная героиня госпожа глупость, одетая в мантию ученного, произносит хвалебную речь самой себе. Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединяется весь мир. Вполне серьезно она утверждает, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью может именоваться человеком».

    Какие недостатки высмеивает э. Роттердаский? (Глупость)

    В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали ученных, знающих греческий язык, чтобы дать образование своим детям. «Знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука дает сознание того, что ты человек, а не животное».

    Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

    Утопия –место которого нет.

    Томас мор учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале 16 века он написал и опубликовал «золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия».

    Работа с историческим источником.

    Что по мнению Т. Мора является не справедливым в обществе?

    Мор предлагал изменить общество?

    Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове утопия. Установлена коллективная собственность - имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а все необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет они производят между собой обмен всего, чем владеют.

    С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

    3. Франсуа Рабле () – французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

    Герои повествования – мудрые короли –великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает Рабле их жизнь, веселые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество еды. Но герои живут в очень неспокойном мире, правители которого годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего удовольствия возмущать мир войнами. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство и ханжество власть имущих.

    4. Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

    «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Ричард III» и др.

    Шекспир был влюблен в театр, выступал как актер, сочинял пьесы. Окружающий мир воспринимал как сцену, а людей как актеров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости. В произведениях Шекспира много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают.

    Разыгрывается сцена 2 (Сад Капуллети) из «Ромео и Джульетты»

    Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их семейств. Монтеки и Капулетти уже забыли с чего началась между ними вражда, но они фанатично воюют друг с другом и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни. Главные принципы в общественной жизни по мнению Шекспира это прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве. В средние века было принято находить жениха или невесту своим детям из практического расчета. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца. Утверждение любви как основы семейной жизни – такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром.

    5. Мигель Сервантес () – испанский писатель.

    «Дон Кихот»

    Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой он попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удается выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в его жизни: он становится писателем. «Дон Кихот был задуман автором как пародия на средневековый рыцарский роман. Высоченный, тощий рыцарь Печального образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не плати жалованье батраку, страдания каторжников, осужденных жестоким судом, - вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, дон Кихот защищает обиженных, потому что ради свободы.. как ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

    4 Закрепление

    Какое направление культуры и искусства господствовало в Европе в XV – XVII вв.?

    Кто такие гуманисты?

    Какие недостатки средневековья высмеивали писатели-гуманисты?

    Актуальны ли взгляды гуманистов сегодня?

    Как вы думаете почему в эпоху гуманизма появляются первые утопии?(внимание к человеку заставляло задумать и возможность совершенствования «земного» политического и социального устройства.)

    5 Домашнее задание

    1.Напишите сочинение эссе от имени гуманиста 16-17 вв. на тему «Моя Утопия».

    2. Сообщения:

    Леонардо да Винчи

    Микельанджело Буанарроти

    Рафаэль Санти

    3. Тетрадь на печатной основе с. 11-12.

    Приложение

    Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

    Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

    3. Собаки.

    -Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе

    Прочитайте высказывания.

    «Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах». (Франческо Гвиччарди).

    -От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди?

    «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико дела Мирандола)

    - Какого место человека в мире по мнению Мирандолы?

    «Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но и станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио)

    -Как вы думаете благодаря чему человек станет всемогущим ?

    Себастьян Брант «Корабль дураков» (отрывок)

    «Душеспасительные книжки Не тщись быть мудрым, знай одно:

    Пекут у нас теперь в излишке, Признавший сам себя глупцом

    Не уменьшилось в людях зло: А кто твердит, что он мудрец,

    Писанья эти ничему Тот именно и есть глупец.

    Теперь не учат! В ночь и в тьму Стремиться надо, как известно,

    Мир погружен, отвергнут Богом, - Жить добродетельно и честно

    Кишат глупцы по всем дорогам. И, чтобы быть всегда в чести,

    Жить дураками им не стыдно, Благоразумие блюсти».

    но узнанными быть обидно.

    - В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?

    Изменила ли философия гуманизма взгляд европейцев на человека и его место в мире?

    Каковы главные цели в жизни человека?

    Урок истории «Возрождение и гуманизм в Европе» был проведен в 7 а классе. Урок является частью темы эпоха Возрождения. На уроке прослеживается четкость поставленной цели, задания соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся. Была обеспечена комплексность образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Выделена актуальность темы.

    Тип урока: изучение нового материала. Небольшое повторение изученного материала являлось переходом к изучению новой темы. Работа с историческими источниками, проблемные задания, подготовка сообщений позволила учащимся активно включиться в работу и решить поставленные задачи. Самым ярким моментом являлось разыгрывание сцены из произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Сочетание использования на уроке словесных, наглядных, практических методов и метода персонификации способствовало развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению темы. Учащиеся обладают умением выделять главное, аргументировать, высказывать свою точку зрения, приводить примеры.

    Широко использовались межпредметные связи (история и география, история и МХК, история и литература).

    Выбранные формы и методы соответствовали содержанию отобранного материала. Все поставленные цели и задачи были достигнуты.

    Введение

    Актуальность выбранной темы. Отношение к гуманизму в наше постсоветское, а в теоретическом плане - постмарксистское время весьма неоднозначное. Его либо отвергают с порога, либо возводят в такие степени абстрактности и непрактичности, что впору вспоминать самые мрачные времена средневековой схоластики, взятой только на либеральный лад. Гораздо более важными, чем гуманизм, стали ее величество собственность и власть, иначе говоря, господство - экономическое и политическое. Человек в этой системе господства предстает как бесплатное приложение, как "слабое звено" с ограниченной функцией исполнителя чужой обезличенной воли.

    Особенно чувствительны к этому уходу от гуманизма система образования и общекультурный статус науки. На них в первую очередь выпадает испытание на прочность. Спасительной силой в этих условиях выступает их способность к здоровому консерватизму, верность своим принципам построения и собственному призванию. Ответственность перед исторически выработанной гуманистической миссией оказывается в этот момент решающей.

    Следовательно, если констатация глобального "кризиса гуманизма" к чему-то и обязывает ученое сообщество, то вовсе не к тому, чтобы отмахнуться от этой, казалось бы, потерявшей привлекательность проблемы. Она обязывает заглянуть вглубь самого понятия, проследить историческую типологию гуманистических сознаний и практик, вскрыть причины нынешнего кризиса и тенденции его разрешения. Разумеется, в рамках короткого анализа мы можем претендовать лишь на самую общую постановку проблемы и расстановку тех акцентов, которые представляются наиболее важными.

    Гуманистическая устремленность характерна для большинства отечественных мыслителей и писателей - И. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, и многие другие. Их идеи были продолжены М. К. Мамардашвили, О. А. Митрошенковым, В. В. Лазаревым.

    Гуманизм. Зарождение и развитие идей гуманизма

    Общее понятие - гуманизм. Зарождение и развитие идей гуманизма в странах Западной Европы

    Гуманизм - от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный, humanitas - человеческая природа - 1) сложившееся в эпоху Возрождения движение образованных людей, объединенное интересом к античности, изучением и комментированием памятников «классической» (прежде всего латинской) литературы; 2) в широком смысле - особый тип философского мировоззрения, сосредоточенного на человеке с его земными делами и свершениями, утверждающего его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающего в нем самостоятельный источник творческих сил.

    Термин “гуманизм” употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

    Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

    Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии, особенно во Флоренции. С конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и другие страны. Так постепенно гуманизм распространился во всех странах Западной Европы. Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV века до первых десятилетий XVII века. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм стал идейной основой культуры Возрождения.

    Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали науку, основанную на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. В совершенствовании духовной природы человека гуманисты основную роль отводили комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название “studia humanitatis” (гуманитарные дисциплины). Латинское понятие “humanitas” тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.

    Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры.

    Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век.

    В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате “О невежестве собственном и многих других” проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

    Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

    Со временем гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

    Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. “Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться” (цитата из красочного словаря).

    Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении “О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. “Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она”. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

    Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой “Речи о достоинстве человека” помещает его в центр мира:

    Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

    Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

    С последней трети 15 в. гуманистические интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание, что означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно вело к более сложному взаимодействию со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм М. Фичино, неоаристотелизм П. Помпонацци и т.п.). Необходимо отметить, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви - явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация - (от лат.reformatio - преобразование) движение за обновление веры, обратившееся против папства - заставила церковь перейти в наступление.

    Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным, в другом - к евангельским). С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека.

    В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.

    Так или иначе, эпоха Возрождения, сменившая средневековье, “надстроила” христианскую этику и способствовала дальнейшему развитию гуманизма.

    Неогуманизм, сложившийся в Германии во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., связан с обращением к культуре античной Греции как историческому прообразу гармоничного развития человеческой индивидуальности (И. И. Винкельман, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, К. В. фон Гумбольдт). Так же связан с просветительским идеалом воспитания человеческого рода (Г. Э. Лессинг) в его поступательном движении к совершенству, «гуманности» и счастью, сопровождающемся всесторонним раскрытием заложенных в нём сил (И. Г. Гердер). Эти идеи легли в основу предпринятой Гумбольдтом реформы школьного и университетского образования.

    В отличие от античного космоцентризма и средневекового теоцентризма, новоевропейский гуманизм отстаивает антропоцентричную картину мира, в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землей. Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе такую природу, какую сам пожелает, как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции. Это открытие гуманизма получило развитие в мысли Нового времени, утверждавшей решающее значение человеческого разума, как в познании мира, так и в создании общественно-политических форм человеческого общежития. Наибольшее влияние эта традиция оказала на развитие социально-философской мысли - гуманистический идеал личности как свободной индивидуальности, способной к самосозиданию и творчеству, породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью реализована в жизни, что привело к возникновению первых коммунистических утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

    В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведётся критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности франкфуртской школы (М. Хорк-хаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.

    Трагичная судьба гуманизма в современном мире - центральная тема экзистенциализма. Согласно М. Хайдеггеру («Письмо о гуманизме»), несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию. Задача человека - не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия». Ж.П. Сартр, истолковывая экзистенциализм как гуманизм, понимает под этим свободу каждого в решении своей судьбы. Экзистенциальный гуманизм, в отличие от классического, апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.

    § 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе Высокое Возрождение. Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному наследию. Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции. Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности. Великие гуманисты. Выдающимся гуманистом раннего Нового времени явился Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения. Лучшее произведение Эразма Роттердамского острая философско-политическая сатира «Похвала глупости», которая звучит актуально и в наши дни. К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития гуманистической мысли, ее надежды, победы и поражения. Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств. Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра - автор бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет в мире иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства. Однако мечты Дон Кихота разбиваются о действительность. Томас Мор, английский мыслитель-гуманист, создал трактат об идеальном государстве «Утопия». На острове Утопия (в переводе - место, которого нет) автор «поселил» счастливых людей, отказавшихся от собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. В частности, утопийцы могут свободно выбрать ремесло или другое занятие, но все обязаны работать. Согласно учению английского философа Джона Локка, человек является общественным существом. Локк говорит о «естественном состоянии» человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства. «Титаны Возрождения». Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы. Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо 1 сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией. Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме - главного собора католического мира. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская, Мадонна». Испанский художник греческого происхождения Доминико Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые среда ства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой. Известный нидерландский живописец этой эпохи - Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости. Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, автор многих портретов, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Возрождения? 2. Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения. 3. Имена каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши современники при упоминании об эпохе Возрождения? Заполните таблицу «Деятели просвещения». Деятели Годы жизни Основные творения 2

    ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА

    Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, который знаменует переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному.

    Предпосылки появления культуры Возрождения:

    1. Первоначальное накопление капитала. Появление капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развитие банковского дела и международной торговли.

    2. Зарожде­ние современного экспериментального естествознания. Формирование научной картины мира на основе гелиоцентрического взгляда (Н. Коперник , Д. Бруно, Г. Галилей ) .

    3. Великие географические открытия (Колумб, Магеллан ), возвестившие эру океанической цивилизации. Открытие богатых континента западного полушария для освоения «старым миром».

    Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII - начало XIV вв. - проторенессанс , во многом подготовил почву для Возрождения. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы - в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-ХVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением - это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

    В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь, и особенно - место и назначение в ней человека. В самом названии, которое получило это мировоззрение, отразилась переориентация человеческого мышления. Возрождение создало новое направление мысли, обращенное к человеку и творению его рук. От этого термина образовались названия «гуманист» и «гуманизм». Следует помнить, что понятия «гуманный человек» и «гуманист» имеют совершенно разное значение. Гуманистами были, например, знаменитый тиран Лоренцо Медичи , расчетливый и хитрый политик Никколо Макиавелли , коварный и жестокий Цезарь Борджиа . Гуманисты эпохи Возрождения - это по-новому мыслящие люди. В процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления - ренессансный гуманизм.

    Гуманисты Возрождения не были профессиональными философами. Это поэты и художники, писатели и архи­текторы, политики и меценаты - новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором чело­век - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира , во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.

    Гуманизм начал с решительного отказа от средневековой системы знания и метода схоластики. В средние века наука была частью теологии. Она была заперта в монастырях и университетах, и потому элитарна. Гуманисты считали, что наука должна быть открыта людям, чтобы приблизить их к познанию природы и самого человека. Гуманистическая наука не восстает против Бога, она изучает мир, созданный им, и главное его творение - человека. Наука перестает быть закрытым ремеслом, она становится явлением культуры XIV-XV вв. Мир открывается человеку через опыт жизни и созерцание красоты Вселенной.

    Размышляя о состоянии культуры, гуманисты считали Средневековье варварским временем общего упадка культуры и образованности, вызванного отказом от античного наследия. Для возрождения истинной культуры, по их мнению, необходимо было обратиться к культурному опыту древних, к постижению высших проявлений человеческого духа. В это время в Италии были особые условия, которые стимулировали знакомство с философией, наукой и поэзией древнего мира. На исходе XIV века из Византии, остававшейся на протяжении всего Средневековья хранительницей античной культуры, стали приезжать ученые, художники, образованные люди. Спасаясь от турок-османов, они спасали и свои рукописные собрания - сочинения древних греков. Общение двух культур привело к обогащению итальянских университетов греческими рукописями, знакомству студентов с греческой философией и литературой. Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии.

    Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери . Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

    К числу лидеров Ренессанса принадлежал Франческо Петрарка . Он создал новый род поэзии и новый стиль, заложил основы ренессансной классической филологии. Петрарка обнаружил в человеке те чувства, которые с тех пор в Европе стали называть любовью, и это было одним из самых великих открытий Возрождения. Его мировоззрение и его вера в Бога пронизаны индивидуализмом. Личная религиозность, непохожая на средневековую, присущая древнехристианским аскетам-пустынникам, оказалась воз­можной в XIV веке. Усилиями поэта был начат процесс восстановления преемственных связей с античностью. Петрарка открывал людям своего времени, что мир христианской и античной культуры не противостоят друг другу, что христианство может обогащаться, осваивая культурное наследие древних. По его мнению, именно культура призвана осуществить высшее единение человечес­кого общества.

    Многие идеи Петрарки на­шли отражение в творчестве Джованни Боккаччо . Его поэзия устремлена к жизни. Все свои произведения Боккаччо писал на итальянском языке, пользуясь оборотами народной речи. Самое значительное его произведение - «Декамерон». В нем отражена реальная пестрота жизни во всем богатстве ее проявлений. Его персонажи - это люди разных характеров, профессий, общественного положения, которые ценят земные радости жизни. Боккаччо ввел новую литературную форму реалисти­ческого рассказа, новеллы, в которой переплетены традиции городской сатиры и куртуазной любви.

    Манифестом Высокого Возрождения стал трактат Джованни Пико Делла Мирандолы , выдающегося философа, блестящего знатока античной мысли, «Речь о достоинстве человека». Мирандолла говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью форми­ровать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире - либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного.

    Гражданский гуманизм (Леонардо Бруни , Колюччо Салютати ) выдвинул новое понимание роли человека в жизни общества и государства. Если в политических учениях средних веков единство общества считалось невозможным без монархической власти, то в гражданском гуманизме утверждались идея личной свободы, равенства граждан перед законом, принцип общего блага, гарантом которого выступает республика. Только в хорошо устроенном государстве возможно нравственное совершенствование человека и общества, всестороннее развитие культуры. Идея гармоничного общества, которое, по мнению гуманистов, может существовать только в свободных городах-государствах, разрабатывалась в политических трактатах, архитектурных проектах идеального города, исторических сочинениях, поэтических панегириках.

    Эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс. Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия - по сути на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Никколо Макиавелли , оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора и итальянского философа Томмазо Кампанеллы , видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы.

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Художественное творчество в культуре Возрождения особое значение приобрело как основной вид духовной деятельности: художник в выражении своих чувств уподоблялся богу, но ориентировался на человеческое понимание мира, обращая внимание, прежде всего, на его гармонию, симметрию, меру. Искусство призвано было постигать подлинную сущность природы, раскрывая ее красоту. Писатели, художники, мыслители стремились «очеловечить» эмпирическую реальность в своих произведениях. К человеку искусства предъявлялись высокие требования: знание техники своего мастерства, обладание широким кругозором, умение вызывать чувство наслаждения у тех, кому оно было адресовано. Идеи произведений черпались из античного искусства и раннего средневековья, явлений общественной жизни и христианских источников. Поэтому для художественной культуры Возрождения было характерным переплетение религиозных и светских мотивов, интерес к яркой личности.

    У истоков живописи итальянского Возрождения стояли Джотто и Мазаччо (XIV-XV в.), впервые создав материальные образы на основе линейной перспективы и показе естественных переживаний своих героев. Вершина искусства раннего Возрождения – творчество Сандро Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»).

    Высокое Возрождение освещает творчество трех великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи , Рафаэло Санти и Микеланджело Буанаротти .

    Леонардо да Винчи (1452-1519) человек фантастического ума и художественного гения, был художником, скульптором, архитектором, философом, инженером, анатомом. Он возвёл живопись в абсолют художественного творчества, посредством которой запечатлел состояние человека как единение бога и природы, передал его «небесную» и «земную» красоту.

    Синтез традиций античности и духа христианства нашёл воплощение в творениях Рафаэля Санти (1483-1520) .

    В его творчестве получили решение две важнейших проблемы изобразительного искусства: изображение пластического совершенства человеческого тела, выражавшего духовное богатство и гармонию внутреннего мира человека, и построение сложной многофигурной композиции.

    Микеланджело Буанаротти (1475-1564) превзошел всех силой и насыщенностью художественных образов, гражданским пафосом, страстью. Статуя «Давид», работы мастера представляет собой гимн человеку, его совершенству, силе, мужеству и красоте.

    Величайший художник итальянского Возрождения Тициан (1480-1576) , мастер композиции. Его кисти принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета.

    Архитектура Возрождения связана с такими именами, как Ф. Брунеллески , Л. Альберти, Д. Браманте . Характерными ее особенностями становятся: увеличение масштабов светского строительства, масштабной мерой сооружения становится человек, присутствует красота объема и форм. Из античной архитектуры наследуется ордерная система, главными элементами которой становятся – архитрав , колонна , свод , пилястра . Активно строятся как соборы (собор св. Петра в Риме), так и дворцовая архитектура – палаццо. В позднем Возрождении усиливается декоративность отделки зданий, эмоциональная выразительность авторов – выразившаяся в стиле «барокко».

    Самостоятельным художественным произведением становится скульптура . В раннее Возрождение она представлена станковой и монументальной скульптурой и рельефом. Реалистическое изображение человеческой натуры одним из первых создал Донателло . Светская интерпретация библейских сюжетов была выражена в статуях Микеланджело («Давид»).

    В художественной литературе Возрождения нашли свое выражение идеи гуманистической идеологии. Данте Алигьери (1256-1321), Джованни Боккаччо (1313-1375) и Франческо Петрарка (1304-1374) – крупнейшие его представители. В их произведениях прослеживается проблема человеческой этики («Божественная комедия»), критики церковного аскетизма и феодальной сословной системы («Декамерон»), права на земное бытие (любовного лирика Петрарки).

    В XVI-XVII вв. Возрождение из Италии приходит в другие страны Европы. В Германии, Испании и Нидерландах в художественной культуре ведущее направление занимает живопись. Мастеров привлекает психологическая глубина и внутренняя интимная красота человека самого по себе. Портретная живопись Яна Ван Эйка (1390-1441) утверждает раскрытие индивидуальности и выступает против средневекового изобразительного канона. Иероним Босх (1450-1516) поражает объединением мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точной реалистичной деталировкой. Аллегорические образы затрагивают подсознание человека. Альбрехт Дюрер (1471-1528) гениальный график. В фантастических образах воплотил страдания и надежды передовых людей Германии, ожидание ими исторических перемен. События, завершающие эпоху Возрождения, отражены в творчестве испанца Эль Греко (1541-1616) . Образ человека у него лишен героического начала, но наделен повышенной одухотворенностью. Кризис Возрождения отображен показом ирреального мира и реальной действительности посредством контраста цвета, нарушением пропорций, судорожной жестикуляцией.

    Архитектура северного Возрождения индивидуальна для отдельных стран и выражала характерные черты – асимметрия построения, расчленение фасадов, поэтажная ордерная система, наследие готики и античности. Главный тип здания воплощен в строительстве ратуш, муниципалитетов, цеховых домов, дворцов для знати.

    Литература северного Возрождения объединяет гуманизм Италии и национальную самобытность. Возникает огромное количество новых жанров. Произведения создаются на родных национальных языках. В Германии Эразм Роттердамский (1469-1536) иронически выступил против теологического феодализма, воспевая волю человека, его разум в формировании собственного характера, и нравственное совершенство («Похвала глупости»). Во Франции Франсуа Рабле (1494-1553) в своих произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль») поднимал вопросы воспитания народа, его свободного развития, уничтожения феодального гнета. В Англии вершиной литературной эпохи Возрождения стало творчество В. Шекспира (1564-1616) , показавшее противоречия между избавлением от средневековой регламентации и неготовностью народных масс получить соответствующее нравственное воспитание и образование.

    Свобода художественного творчества эпохи Возрождения рождала веру в победу добра, но утверждение этой веры и ее воплощение должно было пройти долгий путь.

    В XIV в. в культуре итальянских городов начали прослеживаться тенденции, засвидетельствовавшие начало новой эпохи, названной позже Возрождением.

    Основой культуры Возрождения стал гуманизм латин. человечный), заро-дившийся в XIV в. в Италии, а XV XVI вв. распространившийся во всех странах Европы. Последователей этого движения называли гуманистами. Они утверждали право человека на земное счастье, боролись против церковных ограничений.

    Гуманисты были искренними христианами, но центральное место в их взгля-дах на жизнь занимал человек — свободный, независимый, творец своей судьбы, который может достичь всего собственными усилиями с помощью знаний. Именно поэтому впервые в европейской истории элита , то есть совокупность лучших и самых уважаемых, образованных людей, формировалась не по происхождению и социальному положению, а по способностям. Важная роль в её формировании отводилась культуре, которая после «тысячелетнего упадка» переосмысливалась. Достижения античных ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов стати ориентиром для творцов культуры Возрождения.

    Гуманисты были всесторонне одаренными людьми; личность, которая соеди-няла в себе несколько талантов, считалась универсальной. Классическим примером универсального человека Возрождения является Леонардо да Винчи — живопи-сец, скульптор, архитектор, поэт, инженер, изобретатель.

    XIV в. Из трактата Франческо Петрарки «О средствах от изменчивости судьбы»

    1. О благородном происхождении. Кровь всегда одного цвета. Но если она более светлая, чем кровь другого человека, это свидетельствует не о благородстве, а о физи-ческом здоровье. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таким прекрасными своими делами.

    2. О богатстве. У богатого больше зависти, чем радости. Великие богатства получить тяжело, хлопотно хранить, неприятно тратить. Если ты скуп, то превращаешься в сторожа, и богатство владеет тобой, а не ты богатством. Материал с сайта

    Джованни Боккаччо. Фреска. XV в.

    Круг гуманистических идей очертил поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Он выступил против средне-вековой схоластики и стал творцом новой системы культурных ценностей, в центре которой был Человек. Петрарка основоположник новой европейской лирики, признанный мастер самой сложной поэтиче-ской формы — сонета, автор знаменитой «Книги песен» и ряда трудов гуманистического характера.

    Выдающимся гуманистом, талантливым писате-лем и ученым был современник Петрарки — Джованни Боккаччо (1313-1375). Он вошёл в литературу как талантливый мастер рассказа, певец красоты человека, критик общественных пороков: скупости, корыстолюбия, неискренности, невежества. Боккаччо был первым биографом Данте, именно он назвал знамени-тую «Комедию» флорентийского поэта божественной и написал комментарии к её первой части.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь