• Опус деи. Око планеты информационно-аналитический портал. Персональная прелатура "Опус Деи"

    25.08.2020

    В современном стремительно меняющемся мире неизбежные трансформации претерпевают и традиционные институты мировых религий. Они по-своему реагируют на процессы глобализации и секуляризации. Порой эта реакция принимает достаточно радикальные формы, что можно видеть на примере распространения исламского фундаментализма.

    Однако не только ислам пытается найти ответ на вызовы времени. Протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, буддизм — все занимают круговую оборону, а иногда переходят и в наступление. Одной из первых стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач Католическая церковь. Чтобы поддержать единство церкви и дать новый импульс ее развитию, Ватикан ищет опору в консервативных организациях и распространяет их влияние по всему миру .

    Католицизм остается мощной политической организацией. Святой престол — активный игрок на мировой сцене, в распоряжении которого огромные богатства и изощренные рычаги влияния, выстраивавшиеся на протяжении всей истории западноевропейской цивилизации. То, какую политику будет проводить Ватикан — неминуемо окажет влияние и на весь мир.

    О том, какие тенденции возобладали в последнее время в католицизме, позволяет судить положение одной из крупнейших современных организаций католиков — «Opus Dei» .

    «Опус Деи» (лат. Opus Dei — Дело Божие, полное название: Прелатура Святого Креста и Opus Dei) — персональная прелатура Католической Церкви.

    Организация основана в Мадриде 2 октября 1928 года католическим священником Хосемарией Эскрива́ де Балагер : «Во время духовных упражнений он увидел с полной ясностью миссию, которую предопределил для него Бог: открыть в этом мире путь освящения профессиональной работы и повседневных занятий».

    Во времена Франко, основанный в 1928 году орден, достиг максимального расцвета и, выйдя за границы Испании, получил статус личной прелатуры Папы. С тех пор и пошла молва о том, что «Опус Деи» — реинкарнация Ордена Иезуитов образца XVI века, ультраконсервативная структура, с помощью которой Ватикан оказывает влияние на мировую политику.

    14 февраля 1930 г. началась апостольская работа с женщинами, а 14 февраля 1943 г. Хосемария создает для священников Священническое общество св. Креста».

    Цель «Опус Деи» — помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности — профессиональной деятельностью. «Опус Деи» с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества.

    В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. республиканцы подвергали жестоким гонениям все религиозные организации в стране. Жертвами этих преследований стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих. Напротив, установившийся затем режим Франко всячески благоприятствовал католицизму, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям, в связи с чем новое правительство пользовалось определенной поддержкой среди католиков. В правительстве Франко было несколько членов «Opus Dei», что вызвало обвинения организации в симпатии к фашизму и стремлении к власти. Но основатель общества всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело Божие» — это религиозная, а не политическая организация.

    В 1947 году «Опус Деи» утверждено Папой Пием XII конституцией «Provida Mater Ecclesia».

    В 1946 году Эскрива де Балагер переносит руководящий центр организации в Рим и в 1950 году «Опус Деи» получает статус «секулярного института», формально подчиняющегося Конгрегации по делам монашествующих, что позволило организации не быть приписанной к конкретной епархии, а работать по всему миру, как, впрочем, это уже и было в реальности.

    В 1982 году Папа Иоанн Павел II присвоил организации «Опус Деи» статус «персональной прелатуры». Персональная прелатура — это структура, входящая в пастырское и иерархическое устройство Католической церкви и возглавляемая прелатом.

    6 октября 2002 г. в Ватикане Иоанн Павел II причислил к лику святых Католической церкви Хосемарию Эскриву де Балагера (1902-1975), основателя влиятельной организации, полное название которой — светский католический орден «Прелатура Святого креста и дела Бога» (Prelatura della Santa Croce e Opus Dei) или, если короче, «Опус Деи», «Божье дело».

    «Opus Dei» нередко подвергается критике. Критики, среди которых есть и католические священники, считают «Opus Dei» опасной организацией. В начале своего существования «Opus Dei» было названо «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, принятого затем на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.). Опасность, главным образом, видят в секретности и закрытости «Opus Dei». В некоторых публикациях утверждается, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам. Однако Римские Папы не раз высказывали свое одобрение «Opus Dei».

    Как и в эпоху Реформации, в начале ХХ века влияние Католической церкви стало стремительно падать, а конечная цель — достижение власти над совестью всех представителей рода людского — соответственно, отдаляться. Тогда-то молодой испанский священник и задумал восстановить славу Святого Престола. Рукоположенный в 1927 году Эскрива де Балагер, отслужив в сельском приходе, перебрался сначала в Мадрид, где и основал свой орден, а затем в 1946-м — в Рим. Там он обитал до самой смерти, являясь при этом профессором ряда университетов и совершая длительные поездки в Испанию, Португалию и Южную Америку.

    При явном благоволении к ордену Иоанна Павла II основатель «Опус Деи» удостоился прямо-таки сверхскоростной канонизации. Уже в 1992 его причислили к лику блаженных (предварительная ступень признания святости в Католической церкви), а спустя всего десять лет — к лику святых. И это при том, что в иных случаях данный процесс затягивается на сотни лет.

    Быстрота канонизации подтверждает как справедливость мнения об огромном влиянии «Опус Деи» на папское окружение и лично на понтифика, — влиянии, вытеснившем вековое могущество ордена иезуитов, в ХХ веке излишне увлекшемся либеральным богословием и «социальным христианством», — так и надежность механизма «непогрешимости Папы». Перед решением о канонизации Эскривы склонились даже жесточайшие враги «Опус Деи», и отныне богословские, аскетические и социальные идеи ордена становятся частью Священного Предания для всех католиков.

    В 30-х гг. прошлого века основатель «Опус Деи» написал «Духовные размышления». Труд, получивший название «Camino» («Путь»), содержал 999 максим и был издан на тридцати четырех языках тиражом более трех миллионов экземпляров.

    Максима шестнадцатая отражает одну из главных особенностей сознания того, кому посчастливилось быть принятым в орден: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем. «Разве ты можешь быть рядовым? — вопрошает Балагер. — Ты ли стадный человек? Ты родился, чтобы стать вождем» .

    Впрочем, тяга к лидерству не исключает железной дисциплины, обусловленной шестьсот семнадцатым постулатом, который гласит: «Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, не останавливающийся над тем, чтобы размышлять» . Заведенный в «Опус Деи» порядок предусматривает умерщвление плоти. Член ордена обязан ежедневно по два часа носить вериги — густо утыканную гвоздиками металлическую цепь, закрепляемую на бедре с помощью крючка. Вериги врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на нем кровавые раны, однако еще большие мучения причиняет веревочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови.

    Самобичевание применяется в обязательном порядке раз в неделю, в назначенный наставником день «бдения и жертв» (как правило, по субботам). Имеются и другие способы «умерщвления плоти»: мгновенно вставать с постели среди ночи; сидеть, не опираясь на спинку стула; есть именно то, что не любишь.

    Непосредственно «святые бдения» включают в себя ежедневные мессу и причастие, две получасовые молитвы, полуденную и вечернюю молитвы — и, наконец, специальные молитвы, текст которых хранится в тайне.

    Завет основателя ордена: «Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка» воспринимается буквально: подавляющее число членов «Опус Деи» завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система «духовной помощи», — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями.

    Официально орден объединяет около 90тыс. человек, с учетом же тайных членов и членов из числа мирян в организации состоят сотни тысяч, которые разделены на три ступени .

    Стоящие на первой из них (нумерарии ) являются полными членами организации, соблюдают все обеты и правила ордена, а следующие две категории (аггрегати и супернумерарии ) относятся к «апостолату» (правоверным мирянам).

    «Нумерарии» соблюдают обет безбрачия и часто живут в общежитиях, исключающих контакты между мужчинами и женщинами. Как правило, по профессии эти люди преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники, с высоким образовательным уровнем (по меньшей мере, два года учебы на философском и четыре года на теологическом факультетах). Они отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Нумерирарии могут принимать и священнический сан.

    «Аггрегати» могут жениться, но своих детей они обязаны отдавать учиться в поддерживаемые орденом школы. Им запрещено раскрывать свою принадлежность к «Опус Деи». Отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). «Супернумерарии» состоят в браке и посещают обычные места молений.

    Секретная статья 202 провозглашает целью деятельности правоверных мирян государственную и общественную службу, «особенно руководящую» . Бывшая руководительница женской организации «Опус Деи» Мария Аугустиа Морено: «Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на университетские факультеты и кафедры и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечет к нам новых представителей элиты».

    Руководит орденом прелат, которого пожизненно назначает лично Папа . Главными заместителями являются ведающий духовным руководством префект, и выполняющий обязанности министра иностранных дел прокуратор — все они обязательно духовного звания. В сан посвящены также представители прелата в разных странах — генеральные секретари и викарии.

    Благодаря принятой в ордене системе психотехник выковываются уникальные кадры, совмещающие в себе абсолютную готовность выполнять распоряжения руководства и одновременно инициативные, имеющие при этом высокое образование и занимающие высокое положение в обществе.

    Подобно иезуитам прежних времен, орден контролируют финансы Ватикана, и обеспечивает силовое прикрытие, стратегическое планирование и интеллектуальные разботки стратегического характера.

    Персональная прелатура "Опус Деи"

    История «Opus Dei»:

    «Дело Божье» (лат. «Opus Dei») – организация римско-католической Церкви, основанная испанским священником св. Хосемарией Эскривой де Балагером в Мадриде 2 октября 1928 г. «Во время духовных упражнений (…) он увидел с полной ясностью миссию, которую предопределил для него Бог: открыть в этом мире путь освящения профессиональной работы и повседневных занятий» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», стр. 37, Санкт-Петербург, 2009 г.). 14 февраля 1930 г. началась апостольская работа с женщинами, а 14 февраля 1943 г. святой Хосемария создает для священников Священническое общество св. Креста. В 1931 г. в Испании наступили смутные времена политических потрясений, сопровождавшихся в некоторых регионах гонениями на Католическую Церковь. Эти гонения достигли своего апогея во время гражданской войны (18 июля 1936 г. – 1 апреля 1939 г.). В 1934 г. левые силы предприняли первую попытку революции, но потерпели неудачу в Мадриде и Каталонии. Однако, восставшим удалось на некоторое время установить контроль над Астурией, и успели убить 34 священника, монаха и монахини, а также сгореть 58 церквей. Сегодняшние историки отвергают пропагандистские теории, широко распространенные за пределами Испании, согласно которым гражданская война была вызвана заговором консерваторов против демократии. Скорее нужно говорить о целом ряде факторов, среди которых были и провал предпринятых реформ и взаимная ненависть различных политических образований. Как бы то ни было, верующих принято отождествлять с консерваторами, и именно поэтому во время войны левые вымещали свою злобу на священниках, монашествующих и даже обычных мирянах. «Эта братоубийственная война заливала кровью землю Испании в течение 3 лет. Она вошла в историю как время жестоких гонений на Церковь. Только 25 июля 1936 г., в праздник св. апостола Иакова покровителя Испании, были убиты 95 священнослужителей. А в августе того же года, когда антиклерикальная кампания охватила многие города и села, были убиты 2077 священников, монахов и монахинь. В среднем совершалось по 70 убийств в день. Летом 1936 г. в Барбастро, родном городе Хосемарии, были убиты 837 верующих, из них 1 епископ, 115 священников, 51 миссионер-кларетинец (9 священников, 5 монашествующих и 37 семинаристов). Убивали и мирян, мужчин и женщин, только за то, что они были верующими… Антирелигиозные банды искали о. Хосемарию с лютой ненавистью и по ошибке убили человека, внешне похожего на него» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 78 и 83, Санкт-Петербург, 2009 г.). За три года гражданской войны жертвами антирелигиозной ненависти стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих, некоторые из которых перед смертью подвергались ужасным пыткам. Св. Хосемарии удалось тайно бежать во Францию. По окончании гражданской войны для «Opus Dei», как и других испанских церковных организаций, наступил мир, который позволил им возобновить свою апостольскую деятельность и развивать ее в нормальных условиях. Если республиканское правительство было врагом католицизма, то режим Франко всячески благоприятствовал последнему, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям. «Opus Dei», которое к концу войны насчитывало всего несколько членов – молодых и никак не связанных с политикой (см. Пазухин Евгений, «Жизнь и труды бл. Хосемарии Эскривы основателя “Opus Dei”», с. 100-101, Хельсинки, 2000 г.), стало распространяться по Испании, но за ее границы выйти пока не удавалось: началась Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Вскоре после ее завершения, а именно в 1946 г. Эскрива де Балагер перенес руководящий центр организации в Рим. С воцарением мира «Opus Dei» начинает распространяться по Европе и Америке, а затем добирается и до других континентов. Особенно бурное развитие наблюдается в странах с католическим большинством, таких как Испания, Мексика, Филиппины, Италия и др. На 26 июня 1975 г., когда умер Эскрива, «Opus Dei» насчитывало уже более 60 тыс. членов. По просьбе многочисленных верных и более трети мирового епископата («Дело» всегда пользовалось поддержкой Пап и множества церковных авторитетов как в Ватикане, так и по всему миру) начался процесс его канонизации. 17 мая 1992 г. он был беатифицирован, а 6 октября 2002 г. канонизирован Папой Иоанном Павлом II на площади св. Петра. На 31 декабря 2008 г. прелатура насчитывала 88.904 члена, 1.972 из которых были священниками (“Annuario Pontificio”, Libreria Editrice Vaticana, 2009 г.). В Священническом обществе св. Креста, помимо клира прелатуры, состоит еще около 2 тыс. епархиальных священников и несколько дьяконов, инкардинированных в различные епархии по всему миру. (см. Справочник прелатуры «Opus Dei», с. 34 , Алматы, 2010 г., в http://multimedia.opusdei.org/pdf/ru/muller.pdf)

    Юридический путь «Opus Dei»

    В 1928 г. действовавшее тогда законодательство Католической Церкви не предполагало такого юридического статуса, которое вполне соответствовало бы харизме «Opus Dei». Основатель с самого начала полагал, что для «Дела» наиболее подходящей была бы юрисдикция персонального, а не территориального типа. Еще при жизни Эскривы II Ватиканский собор (1962-1965 гг.) ввел понятие персональной прелатуры юридического лица, полностью созвучного с природой «Opus Dei». Но до той поры «Дело» необходимо было хотя бы на время втиснуть в рамки юридических образований иного рода. В течение первых лет основатель работал с устного одобрения епископа Мадридского. Затем, 19 марта 1941 г., «Opus Dei» получило первую письменную апробацию как благочестивое объединение («Пия Унион»). Среди всех известных на тот момент юридических статусов этот был самым подходящим. 11 октября 1943 г. Св. Престол уделил свое «nihil obstat» для канонического учреждения организации на уровне епархии (любое образование, желавшее канонического статуса, должно была получить вначале это «nihil obstat»). 8 декабря епископ Мадридский канонически учредил «Opus Dei». 2 февраля 1947 г. Св. Престол обнародовал апостольскую конституцию «Provida mater Ecclesia», создав новый тип юридического лица – секулярные институты, подчиненные Конгрегации по делам монашествующих. Согласно упомянутой апостольской конституции, секулярные институты могут носить межъепархиальный характер, т.е. не быть приписанными к одной конкретной епархии, а работать по всему миру (именно такая ситуация на тот момент фактически сложилась в «Opus Dei»). Члены таких институтов сохраняют статус мирян и стяжают святость и апостольские заслуги в своих профессиональных занятиях, на том поприще и в тех местах, которые соответствуют их статусу мирян. При этом они должны обещать соблюдение евангельских советов, т.е. приносить так называемые обеты. Каждый секулярный институт должен иметь собственный устав и руководствоваться им. Несмотря на то, что обеты прямо противоречат духу «Opus Dei», и иные моменты, не совсем соответствующие ему, основатель решил добиваться для своей организации этого нового статуса в надежде на то, что в будущем появится другой тип юридического лица, более подходящий для харизмы «Дела». В итоге 24 февраля 1947 г. Св. Престол присвоил «Opus Dei» статус секулярного института папского права, а 16 июня 1950 г. новый институт получил окончательную (т.е. не требующую обновления) апробацию. При этом, начиная с 1947 г., «Дело» подчинялось непосредственно Св. Престолу в лице Конгрегации по делам монашествующих. Но со временем несоответствие юридического статуса секулярного института характеру «Opus Dei» становилось все более очевидным, и тому были две главные причины: во-первых, отождествление «Дела» с монашескими конгрегациями и, во-вторых, недостаток инструментов для защиты институционального единства. Еще в 1952 г. основатель говорил: «В действительности, мы – не секулярный институт, хотя и являемся таковым с точки зрения права». Декрет «Presbyterorum ordinis» II Ватиканского собора (1965 г.) и motu proprio Папы Павла VI «Ecclesiae sanctae» (1966 г.) предоставили возможность образования персональных прелатур для осуществления особых пастырских инициатив. Св. Хосемария не дожил до конца юридического пути «Дела». Его преемник монс. Альваро дель Портильо подал прошение о присвоении «Opus Dei» статуса персональной прелатуры. Когда остались позади различные этапы изучения данного вопроса, римский понтифик апостольской конституцией «Ut sit» от 28 ноября 1982 г. удовлетворил его прошение, наделив одновременно папской силой устав, т.е. частное право новой прелатуры. Вместе с тем Папа Римский учредил и Священническое общество св. Креста как ассоциацию клира, внутренне связанную с «Делом». Персональные прелатуры подчиняются непосредственно Св. Престолу в лице Конгрегации по делам епископов. «Opus Dei» это персональная прелатура, а не движение или монашеский орден. Оба названных типа религиозных объединений высоко ценятся в Церкви, но заметно отличаются по своему характеру от «Opus Dei».

    Члены «Opus Dei»

    «Opus Dei» состоит из прелата, пресвитерия или собственного клира и мирян. Среди мирян есть люди, состоящие в браке (ок. 70%), а также мужчины и женщины, избравшие безбрачие. К последним относятся «нумерарии», проживающие преимущественно в центрах «Opus Dei», и «ассоциированные члены»; к первым же «супернумерарии». Однако, и те другие в равной степени являются членами «Opus Dei», наделены всеми правами таковых и следуют одному призванию. С тех пор, как «Дело» стало персональной прелатурой (1982 г.), его члены не приносят обетов. Верные «Opus Dei» не носят монашеское одеяние или какую-либо иную особую одежду и ничем не отличаются от прочих людей. Они живут за счет собственной зарплаты (а не пожертвований или милостыни) и могут быть, кем пожелают: учителями, домохозяйками, политиками, врачами, бизнесменами, крестьянами, рабочими, садовниками и т.д. Они стяжают святость в миру и осуществляют в своем окружении апостольскую миссию. Они совершенно свободны в сфере политической, социальной, экономической и т.д. и не имеют иных ограничений, кроме тех, которые Церковь устанавливает для всех католиков. В области политики «Дело» не дает никаких указаний, рекомендаций или чего-либо подобного. Эта реальность – полная свобода членов «Opus Dei» и исключительно личная ответственность – была понята не всеми: левые силы обвиняли «Дело» в фашизме (так как некоторые его члены принадлежали к правительству правых), а правые подозревали в симпатиях к коммунизму (из-за того, что некоторые члены находились в оппозиции к правительству правых). Миряне прелатуры полностью подчиняются прелату во всем, что касается миссии прелатуры, и конкретно, в том, что относится к особым обязательствам – аскетическим, образовательным и апостольским, – принятым ими на себя в договоре о присоединении к прелатуре. Эти обязательства, по своей сути, не относятся к компетенции епархиального епископа. Миряне Оpus Dei не утрачивают положение обычных верных своих епархий, и, следовательно, продолжают подчиняться епархиальному епископу в тех же вопросах, что и остальные миряне (см. http://www.opusdei.kz/art.php?p=38521). Некоторые миряне «Opus Dei» принимают священнический сан: они составляют клир или пресвитерий прелатуры и инкардинированы в нее. Священники не образуют высшую касту: все члены «Дела» равны. Священники прелатуры в основном трудятся в рамках прелатуры, хотя некоторые из них помогают в приходах, епархиальных куриях и т.д. В Общество св. Креста входят все священники и дьяконы, инкардинированные в прелатуру, а также множество других епархиальных священников и дьяконов, инкардинированных в различные епархии. Членами «Opus Dei» могут стать только католики, получившие соответствующее божественное призвание. В прелатуру не могут вступать монашествующие, поскольку у них уже есть иное божественное призвание, заметно отличающееся от призвания к «Opus Dei». Христиане-некатолики и приверженцы иных религий не могут вступить в прелатуру, но зато допускаются к сотрудничеству с ней, если желают этого: они являются «помощниками «Opus Dei». На данный момент среди помощников «Opus Dei» есть православные, англиканцы, лютеране, иудеи, мусульмане, буддисты и люди, не относящие себя ни к какой религии

    Организация

    Во главе «Opus Dei» стоит прелат, служение которого на данный момент исполняет монс. Хавьер Эчеваррия. Прелат назначается Папой и обладает ординарной юрисдикцией над всем «Делом». В управлении «Opus Dei» прелату помогает один совет, состоящий из женщин – Центральная асессория, и другой совет, состоящий из мужчин – Генеральный совет. Резиденции обоих советов находятся в Риме. Прелатура подразделена по областям или территориям, именуемым регионами. Во главе каждого региона, границы которого обычно совпадают с границами государств, стоит региональный викарий – это всегда священник, наделенный юрисдикцией над данной территорией. Региональному викарию в исполнении его служения помогают два совета: Региональная асессория (для женщин) и Региональная комиссия (для мужчин). Некоторые регионы (с большим числом членов) подразделяются на делегатуры меньших размеров. В этом случае повторяется та же схема администрации: викарий делегатуры (священник) и два совета. Некоторые из нумерариев назначаются «зарегистрированными», часть из которых, в свою очередь, назначается «избирателями». Нет какого-либо фиксированного потолка для числа зарегистрированных и избирателей. Последние участвуют в конгрессах, организуемых «Делом» каждые восемь лет, чтобы проанализировать ход апостольской деятельности и выработать рекомендации для прелата относительно путей развития в будущем. Избиратели участвуют также в выборных конгрессах, на которых избирается новый прелат (которого назначает все же Папа). Многие зарегистрированные и избиратели входят в состав советов, помогающих в служении прелата и его викариев. Прелат, а также его викарии и советы руководят повседневной жизнью прелатуры. «Opus Dei» осуществляет свою пастырскую деятельность преимущественно в центрах прелатуры. По просьбе соответствующего епископа она может также взять на себя окормление какого-либо прихода, который при этом по-прежнему принадлежит епархии. Но подобная практика не слишком распространена. Лица, выполняющие руководящие функции, периодически меняются. Лишь прелат занимает свой пост пожизненно.

    Учение и деятельность

    Св. Хосемария Эскрива, основатель «Opus Dei», открыл в Католической Церкви новый путь к святости. Он напомнил христианам о том, что все люди могут обрести святость, если выполняют свою работу и ежедневные занятия в христианском духе. «Opus Dei» проповедует учение о всеобщем призвании к святости. Если попытаться выразить учение «Opus Dei» простыми словами, то оно более или менее таково: Бог желает, чтобы каждый человек был святым, и к достижению этой святости можно придти различными путями, которые, при всех отличиях, одинаково хороши. Один из путей – отказаться от обычной жизни, удалиться в монастырь, стать священником или отправиться на миссию в далекую страну. Другой путь, с которым связано призвание к «Opus Dei» это стяжать святость в условиях жизни каждого, не меняя своего статуса, т.е., в случае многих, оставаясь мирянином, проживающим в определенном месте, имеющим определенную работу и конкретные семейные и общественные обязанности. Выполняя свой религиозный, профессиональный, семейный и общественный долг, также можно вести глубоко христианскую жизнь, стремиться святости и, более того, достичь ее. Среди умерших членов «Opus Dei», процессы канонизации которых сейчас находятся в производстве, есть одна семейная пара (оба – преподаватели), два врача, два инженера, одна научная сотрудница, одна домохозяйка и др. «Opus Dei» предлагает своим членам определенные методы христианской формации (конференции, реколлекции, личное духовное руководство и т.д.). Такая формация дает им возможность ответить на божественный зов и стяжать святость в миру. Верные прелатуры ежедневно выполняют серию правил благочестия: Месса, мысленная молитва по утрам и вечерам, розарий, духовное чтение и т.д. Благодаря подобной духовной подготовке они оказываются в состоянии быть солью и светом миру, достигать личной святости и вести интенсивную апостольскую работу. Теми же средствами христианской формации может пользоваться и каждый желающий, и в действительности предоставление их своим друзьям и знакомым является одной из составляющих апостольства членов прелатуры. Как говорил основатель, «Opus Dei» это большая катехиза. Иногда «Opus Dei» организует совместные апостольские начинания, которое могут осуществляться в пределах какого-нибудь университета или больницы. Но чаще всего каждый член прелатуры проводит свою апостольскую деятельность индивидуально. «Opus Dei» часть Католической Церкви и, как и вся Церковь вообще, не ставит перед собой никаких политических или экономических, а исключительно духовные цели.

    Критика

    В адрес «Opus Dei» звучала самая разнообразная критика, но чаще всего лишенная серьезных оснований. Самые последние и распространенные образчики такой критики одновременно и самые необоснованные с объективной точки зрения, хотя и весьма популярные. Так после выхода в свет книги и фильма «Код да Винчи» многие заметили, что тайна – это хорошее вложение капитала и не колеблясь навесили на «Opus Dei» ярлык секретной организации. Вопиющим примером тому является обложка русского перевода книги знаменитого американского ватиканиста Джона Аллеи «Opus Dei», опубликованной издательством «Эксмо» в 2007 г. Для завлечения покупателей издатели поместили на обложке следующую аннотацию: «История “Папской разведки” и зловещие тайны самого секретного католического общества - Opus Dei, правда и вымысел». В то же время в аннотации к американскому изданию сказано: “Opus Dei: An Objective Look Behind the Myths and Reality of the Most Controversial Force in the Catholic Church” («“Opus Dei” объективный взгляд за мифы и реальность самой полемичной силы Католической Церкви»). Почему-то обложка русской версии заметно отличается от английского оригинала. Чтобы заинтересовать читателя, т.е. чтобы получить как можно большую прибыль, издатели напускают мрака вокруг этой темы, очерняя прелатуру и чудовищно искажая действительность и еще поместили на обложке: «“Opus Dei” изображают тоталитарной террористической организацией христианских боевиков». Русскоязычного читателя, предвкушающего великие секреты, ждет разочарование: прочитав лишь первые страницы книги он поймет, что обещания обложки были ложью: «Когда издательство “Doubleday” впервые заговорило со мной об этом проекте, я не без некоторого трепета обратился в римскую штаб-квартиру “Opus Dei”, имея в виду его вошедшую в легенды репутацию секретной организации. Я сказал, что собираюсь писать книгу об “Opus Dei” и хотел бы узнать, согласны ли они сотрудничать. Сразу же получив положительный ответ, я подписал контракт с издательством и начал работать. Справедливости ради должен сказать, что “Opus Dei” никогда не нарушал наших договорных обязательств о полной открытости» (с. 15-16). В конце книги автор, подводя итоги констатирует: «“Opus Dei” не является умышленно «тайным». Состав чиновников “Opus Dei” и адреса его центров публикуются в прессе, его деятельность подпадает под соответствующие правовые установки, и его информационные офисы отвечают практически на любой заданный вопрос» (с. 451-452). Среди сегодняшних критиков прелатуры есть и такие, кто называет «Opus Dei» сектой. Но в таком случае трудно было бы объяснить тот факт, что в 2002 г. основатель организации был канонизирован на площади св. Петра Папой Иоанном Павлом II в присутствии множества кардиналов и епископов, и большое число высокопоставленных представителей Церкви благодарило при этом «Дело» за тот труд, которой оно ведет по всему миру. Обвинение в сектантстве слабо согласуется и с тем, что на данный момент идут процессы канонизации 11 членов «Opus Dei», епископы со всего света просят прелата начать работу «Дела» в их епархиях, в Риме под эгидой организации действует папский университет, среди ее членов есть два кардинала и немало епископов и т.д. Другие формы критики постарше. Когда основатель в начале сороковых годов проповедовал всеобщее призвание к святости, нашлись такие, кто принялся объявлять его еретиком, поскольку миряне якобы не призваны к святости, которая недостижима для людей, живущих в миру. В те же годы его обвиняли в непатриотичности, так как он не желал иметь ничего общего с политическими партиями, находившимися тогда в Испании у власти. Другие, наоборот, видя в правительстве Франко несколько членов «Opus Dei», приписывали организации симпатии к фашизму и стремление к власти. В действительности же основатель всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело» это религиозная, а не политическая организация: Католическая Церковь в Испании никогда не запрещала сотрудничать с режимом Франко и оставляла право выбора за каждым католиком в отдельности (в том числе и за членами «Opus Dei»). Если учесть, что в течение нескольких предыдущих лет банды республиканцев устраивали поистине зверские расправы над католиками (мученическая смерть постигла 12 епископов и 6 тыс. священников и монашествующих) и что только победа Франко позволила верующим выйти из подполья, то нет ничего удивительного в том, что большинство испанских католиков, т.е. большинство испанцев поддерживали правительство франкистов. Тем более что среди членов «Opus Dei» были и министры Франко, и его противники, вынужденные покинуть страну. Еще более забавно, но от этого не менее нелепо обвинение в связях с масонством. «В 1940-х годах о. Хосемария был обвинен перед трибуналом по подавлению коммунизма и масонства. Это было крайне серьезное обвинение в послевоенной Испании. Достаточно сказать, что за причастность к масонству грозила смертная казнь. На заседании трибунала Opus Dei было названо “иудаистической ветвью масонства”, “иудаистической сектой, находящейся в связи с масонами”. Изложив мотивы обвинения, один из членов трибунала заметил: “Следует признать, что члены Opus Dei трудолюбивы и ведут целомудренную жизнь”. Это вызвало немедленную реакцию председателя трибунала, грозного генерала Саликвета: “Если они действительно ведут целомудренную жизнь, значит, не масоны. Я не знавал целомудренных масонов”. И объявил о закрытии дела» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 104-105, Санкт-Петербург, 2009 г.). В заключении можно сказать, что, за исключением некоторых бывших членов, обиженных другими членами «Дела», критика проистекает от двух групп. Первая состоит из людей, свободных от угрызений совести, которые в погоне за легкими деньгами выдают «Opus Dei» за тайную конспиративную организацию. Ко второй же относятся те, кто нападает на Католическую Церковь и ее учреждения за то, что они отстаивают такие христианские принципы, как нерасторжимость брака и традиционная семья, состоящая из мужчины и женщины, неприятие абортов и эвтаназии, осуждение гомосексуализма и т.д.

    Глава "Opus Dei":

    Хосемария Эскрива де Балагер (2 октября 1928 - 26 июня 1975)
    Альваро дель Портильо (1975- 23 марта 1994)
    Хавьер Эчеваррия Родригес (1994-

    41.921778 , 12.484056
    Опус Деи
    Opus Dei
    Членство:
    :
    Тип организации:

    Персональная прелатура

    Руководители
    Прелат
    Основание
    www.opusdei.org

    Цель «Опус Деи» - помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности - профессиональной деятельностью .

    Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме , на Viale Bruno Buozzi, 73.

    История

    «Опус Деи» с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества.

    В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. республиканцы подвергали жестоким гонениям все религиозные организации в стране. Жертвами этих преследований стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих. Напротив, установившийся затем режим Франко всячески благоприятствовал католицизму, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям, в связи с чем новое правительство пользовалось определенной поддержкой среди католиков. В правительстве Франко было несколько членов «Opus Dei», что вызвало обвинения организации в симпатии к фашизму и стремлении к власти. Но основатель общества всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело» это религиозная, а не политическая организация" .

    На 31 декабря 2008 года прелатура насчитывала 1654 центра пастырского попечения, 88 904 члена, 1972 из которых были священниками («Annuario Pontificio», Libreria Editrice Vaticana, 2009 г.). В Священническом обществе св. Креста, помимо клира прелатуры, состоит ещё около 2 тыс. епархиальных священников и несколько дьяконов, инкардинированных в различные епархии по всему миру (см. Справочник прелатуры «Opus Dei», с. 34 , Алматы, 2010 г., в http://multimedia.opusdei.org/pdf/ru/muller.pdf).

    Иерархия

    Руководство организацией осуществляют члены «нумерарии», берущие на себя различные обязательства, в том числе и обязательство безбрачия (члены Опус Деи обетов не дают, потому что они не монашествующие, а миряне). Многие из них живут в центрах прелатуры; некоторые впоследствии становятся священниками. Среди «нумерариев» выделяется особая группа с неопределенным четко количеством членов, называемых «инскрипти» (вписанные ). Из этой группы прелат организации назначает «электоров» (выборщиков), которые участвуют в выборе очередного прелата.

    Наряду с членами-нумерариями организации в её состав входят и супернумерарии, которые берут на себя определенные обязательства. Они не обещают безбрачия и могут состоять в браке, но при этом являются полноправными членами «Опус Деи».

    Присоединение к «Опус Деи» осуществляется путём заключения особого договора, форма которого едина для всех, между «Опус Деи» и верующим, решившим стать его членом. Порядок присоединения к организации довольно сложен, а процесс окончательно завершается не ранее, чем по истечении шести лет. Совершеннолетний кандидат в члены организации подает прошение в письменной форме, которое рассматривается в течение шести месяцев, затем, по истечении года посредством формальной декларации договорного типа (возобновляемой каждый год), лицо получает возможность исключительно временного присоединения. По истечении пяти лет наступает возможность постоянного присоединения к организации. Заключившее договор физическое лицо несет ряд обязанностей: «оставаться в юрисдикции прелата в том, что касается целей Прелатуры; соблюдать юридические нормы Прелатуры и исполнять другие обязанности членов Opus Dei.»

    Руководители Опус Деи

    • Хосемария Эскрива де Балагер (2 октября 1928-26 июня 1975)
    • Альваро дель Портильо (1975-23 марта 1994)

    Деятельность

    Суть деятельности Opus Dei состоит в предоставлении своим членам и всем желающим средства духовного воспитания, чтобы они могли жить в миру как подобает добрым христианам.

    Св. Хосемария

    К этим средствам относятся занятия по углублению понимания истин веры, регулярные духовные упражнения, личное духовное руководство и т. д. Кроме того, члены Opus Dei организуют, как правило, в развивающихся странах различные воспитательно-образовательные, социальные и культурные инициативы, направленные на помощь местному населению. Среди таких инициатив могут быть университеты, школы, центры профессионального обучения, небольшие клиники, благотворительные организации и т. д. При этом члены прелатуры вносят свой вклад в дело распространения Евангелия среди своего окружения, подтверждая свое свидетельство примером собственной жизни.

    Критика

    «Opus Dei» подвергается критике. Критики, среди которых есть и католические священники, считают «Opus Dei» опасной организацией. В начале своего существования «Opus Dei» было названо «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, принятого затем на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.). Опасность, главным образом, видят в секретности и закрытости «Opus Dei». В печатных изданиях и Интернет -СМИ присутствуют публикации, в которых говорится, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам . Однако свое одобрение «Opus Dei» не раз высказывали Римские Папы .

    Примечания

    Ссылки

    • Профиль организации «Опус Деи» - на портале Мир Религий .
    • История прелатуры «Опус Деи» на сайте «Иерархия восточных и католических церквей».

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Закс
    • Зак

    Смотреть что такое "Опус Деи" в других словарях:

      «ОПУС ДЕИ» - (лат. дело божье) полуконспиративная политико религ. орг ция, ставящая перед собой цель более активной защиты политич. и экономия, интересов монополистич. капитала в связи с неспособностью либеральной бурж. демократии противостоять коммунизму,… … Атеистический словарь

      Опус Деи - (Opus Dei, лат. труд божий), рим. католич. орг ция, основанная в 1928 г. исп. священником Хоссмария Эскрива де Балагером. Ее членами, к рых в мире насчитывается 76 тыс., могут стать как священнослужители, так и миряне, причем руководство О.Д. не… … Народы и культуры

      Опус Деи - Личная прелатура Католическая энциклопедия

      Личная прелатура "Опус Деи" - История прелатуры: Божье дело (лат. Opus Dei) организация, основанная испанским священником Хосемария Эскрива де Балагер в Мадриде 2 октября 1928 года во время молитвенного уединения, он в откровении постигает волю Божию. 14 февраля 1930 года… … Католическая энциклопедия

      Опус (значения) - Опус (лат. opus «работа»): Музыкальное произведение в широком смысле всякая музыкальная пьеса Произведение искусства не имеющее определённого названия, девиза, надписи, темы или сюжета Опус (музыка) термин, использующиеся для… … Википедия

      Эрранс Касадо, Хулиан - Кардинал Хулиан Эрранс Касадо Cardenal Julián Herranz Casado Кардинал дьякон с дьяконством церкви Святого Евгения … Википедия

      Хулиан Эрранс Касадо - Его Высокопреосвященство кардинал Хулиан Эрранс Касадо (исп. Julián Herranz Casado), (род. 31 марта 1930, Баэна, Испания). Опусдеист. Испанский куриальный кардинал. Титулярный епископ Вертары с 15 декабря 1990 по 14 декабря 1994. Титулярный… … Википедия

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    В современном стремительно меняющемся мире неизбежные трансформации претерпевают и традиционные институты мировых религий. Они по-своему реагируют на процессы глобализации и секуляризации. Порой эта реакция принимает достаточно радикальные формы, что можно видеть на примере распространения исламского фундаментализма.

    Однако не только ислам пытается найти ответ на вызовы времени. Протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, буддизм — все занимают круговую оборону, а иногда переходят и в наступление. Одной из первых стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач католическая церковь. Чтобы поддержать единство церкви и дать новый импульс ее развитию, Ватикан ищет опору в консервативных организациях и распространяет их влияние по всему миру .

    О том, какие тенденции возобладали в последнее время в католицизме, позволяет судить положение одной из крупнейших современных организаций католиков - "Opus Dei ". Деятельность этого "ордена" получает весьма неоднозначные оценки, между тем, имея статус личной прелатуры Папы Римского, он пользуется полной поддержкой Иоанна Павла II, канонизировавшего два года назад его основателя — испанского священника Хосе-Марию Эскриву де Балагера .

    Католицизм остается мощной политической организацией. Святой престол — активный игрок на мировой сцене, в распоряжении которого огромные богатства и изощренные рычаги влияния, выстраивавшиеся на протяжении всей истории западноевропейской цивилизации. То, какую политику будет проводить Ватикан — неминуемо окажет влияние и на весь мир. Однако определить направление грядущих изменений непросто, ведь даже сокровища ватиканской библиотеки, по слухам, содержащие неизвестные рукописи древнегреческих философов и еврейских средневековых мудрецов, так до сих пор и не открыты внешнему миру — тем более остается тайной внутренняя жизнь Святого престола.

    Однако можно сказать с уверенностью: мозгом и сердцем современного католицизма является "Божье Дело ", по латыни — "Опус Деи ".

    6 октября 2002 г. в Ватикане Папа Римский Иоанн Павел II причислил к лику святых Католической Церкви Хосе-Марию Эскриву де Балагера (1902- 1975), основателя влиятельной организации, полное название которой - светский католический орден "Прелатура Святого креста и дела Бога " ("Prelatura della Santa Croce e Opus Dei") или, если короче, "Опус Деи", "Божье дело".

    Организация эта достаточно известна — не в малой степени выдвигаемыми в ее адрес обвинениями. Во времена Франко, основанный в 1928 году орден, достиг максимального расцвета и, выйдя за границы Испании, получил статус личной прелатуры Папы. С тех пор и пошла молва о том, что "Опус Деи" — реинкарнация Ордена Иезуитов образца XVI века, ультраконсервативная структура, с помощью которой Ватикан оказывает влияние на мировую политику.

    Как и в эпоху Реформации, в начале ХХ века влияние католической церкви стало стремительно падать, а конечная цель — достижение власти над совестью всех представителей рода людского — соответственно, отдаляться. Тогда-то молодой испанский священник и задумал восстановить славу Святого Престола. Рукоположенный в 1927 году Эскрива де Балагер, отслужив в сельском приходе, перебрался сначала в Мадрид, где и основал свой орден, а затем в 1946-м - в Рим. Там он обитал до самой смерти, являясь при этом профессором ряда университетов и совершая длительные поездки в Испанию, Португалию и Южную Америку.

    При явном благоволении к ордену Иоанна Павла 11 основатель "Опус Деи" удостоился прямо-таки сверхскоростной канонизации. Уже в 1992 его причислили к лику блаженных (предварительная ступень признания святости в Католической Церкви), а спустя всего десять лет - к лику святых. И это при том, что в иных случаях данный процесс затягивается на сотни лет.

    Быстрота канонизации подтверждает как справедливость мнения об огромном влиянии "Опус Деи" на папское окружение и лично на понтифика, - влиянии, вытеснившем вековое могущество ордена иезуитов, в ХХ веке излишне увлекшемся либеральным богословием и "социальным христианством", — так и надежность механизма "непогрешимости Папы". Перед решением о канонизации Эскривы склонились даже жесточайшие враги "Опус Деи", и отныне богословские, аскетические и социальные идеи ордена становятся частью Священного Предания для всех католиков.

    "...или право имею?"

    В 30-х гг. прошлого века основатель "Опус Деи" написал "Духовные размышления". Труд, получивший название "Camino" ("Путь"), содержал 999 максим и был издан на тридцати четырех языках тиражом более трех миллионов экземпляров.

    Максима шестнадцатая отражает одну из главных особенностей сознания того, кому посчастливилось быть принятым в орден: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем. "Разве ты можешь быть рядовым? — вопрошает Балагер. — Ты ли стадный человек? Ты родился, чтобы стать вождем ".

    Впрочем, тяга к лидерству не исключает железной дисциплины, обусловленной шестьсот семнадцатым постулатом, который гласит: "Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, не останавливающийся над тем, чтобы размышлять ". Заведенный в "Опус Деи" порядок предусматривает умерщвление плоти. Член ордена обязан ежедневно по два часа носить вериги — густо утыканную гвоздиками металлическую цепь, закрепляемую на бедре с помощью крючка. Вериги врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на нем кровавые раны, однако еще большие мучения причиняет веревочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови.

    Самобичевание применяется в обязательном порядке раз в неделю, в назначенный наставником день "бдения и жертв" (как правило, по субботам). Имеются и другие способы "умерщвления плоти": мгновенно вставать с постели среди ночи; сидеть, не опираясь на спинку стула; есть именно то, что не любишь.

    Непосредственно "святые бдения" включают в себя ежедневные мессу и причасти, две получасовые молитвы, полуденную и вечернюю молитвы — и, наконец, специальные молитвы, текст которых хранится в тайне. "Нумерарии должны умереть выжатыми как лимон ", — говорил Эскрива де Балагер.

    Завет основателя ордена: "Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка" воспринимается буквально: подавляющее число членов "Опус деи" завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система "духовной помощи", — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями.

    Когда Эве было 12 лет, она стала ездить в культурно-религиозный центр ордена, состоявший из нескольких комнат, молельни и постоянной часовни. Эву учили там игре на гитаре, домоводству и живописи на стекле. Одновременно ее приобщали к религиозным медитациям и беседам о богоматери ио жизни Эскривы де Балагера. Почти каждую неделю Эва исповедовалась священнику — члену "Дела божьего".

    Затем на пасху 13-летняя девочка две недели провела в международном общежитии в Кельне, в красивом особняке на улице Ашенерштрассе. Вместе с ней там было еще 15 итальянок, 30 испанок и представительницы десятка других стран под строгим присмотром взрослых членов ордена, которые знакомили девочек с трудами Балагера.

    В следующем году, во время поездки в Рим произошел коренной поворот в жизни 14-летней Эвы. На Пасху отмечается большой ежегодный праздник кандидатов в члены "Опус Деи": сотни юношей и девушек со всех стран мира собираются на коллективные встречи с беседами и песнопениями, их принимают руководители ордена и сам Папа.

    Когда ей исполнилось четырнадцать с половиной лет, Эва направила письмо главе "Опус Деи" с просьбой принять ее в "нумерарии" — полноправные члены организации. Этот акт называют "питар" (по-испански "свисток"). Вместе с другими будущими нумерариями Эва дала обет бедности, целомудрия и послушания. А через пять лет — обет верности, в знак чего выдается кольцо, которое члены организации носят на левой руке.

    Самостоятельно вступить в орден невозможно: для этого требуется приглашение от одного из активистов организации. Процесс вовлечения и регламент членства в "Опус Деи" для посторонних является абсолютной тайной.

    Официально орден объединяет свыше 85 тыс. человек , с учетом же тайных членов и членов из числа мирян в организации состоят сотни тысяч, которые разделены на три ступени .

    Стоящие на первой из них (нумерарии ) являются полными членами организации, соблюдают все обеты и правила ордена, а следующие две категории (аггрегати и супернумерарии ) относятся к "апостолату" (правоверным мирянам).

    "Нумерарии" соблюдают обет безбрачия и часто живут в общежитиях, исключающих контакты между мужчинами и женщинами. Как правило, по профессии эти люди преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники, с высоким образовательным уровнем (по меньшей мере, два года учебы на философском и четыре года на теологическом факультетах). Они отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Нумерирарии могут принимать и священнический сан.

    "Аггрегати" могут жениться, но своих детей они обязаны отдавать учиться в поддерживаемые орденом школы. Им запрещено раскрывать свою принадлежность к "Опус Деи". Отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). "Супернумерарии" состоят в браке и посещают обычные места молений.

    Секретная статья 202 провозглашает целью деятельности правоверных мирян государственную и общественную службу, "особенно руководящую" . Бывшая руководительница женской организации "Опус деи" Мария Аугустиа Морено: "Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на университетские факультеты и кафедры и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечет к нам новых представителей элиты".

    Руководит орденом прелат, которого пожизненно назначает лично Папа . Главными заместителями являются ведающий духовным руководством префект, и выполняющий обязанности министра иностранных дел прокуратор — все они обязательно духовного звания. В сан посвящены также представители прелата в разных странах — генеральные секретари и викарии. С 20 апреля 1994 г пост прелата занимает епископ Хавьер Эчеварриа, родившийся в Мадриде 14 июня 1932 г.

    Благодаря принятой в ордене системе психотехник выковываются уникальные кадры, совмещающие в себе абсолютную готовность выполнять распоряжения руководства и одновременно инициативные, имеющие при этом высокое образование и занимающие высокое положение в обществе.

    Святой Престол не замедлил воспользоваться этим мощным орудием. 2 февраля 1942 г. папа Пий XII издал энциклику "Provida Mater Ecclesiae" (" Попечением матери церкви"), юридически признающую организации мирян, которые, соблюдая монашеские обеты, не носят сутану и не живут в монастырях, а в 1950-м полностью одобрил деятельность "Опус Деи". 32 года спустя Иоанн Павел II предоставил этой организации статус своей персональной прелатуры, то есть отныне члены ордена не подпадают под юрисдикцию церковных руководителей тех местностей, где они проживают, но находятся в личной юрисдикции Папы .

    Накануне конклава кардиналов, который должен был избрать преемника Иоанна Павла I, краковский епископ Кароль Войтыла посетил один из ватиканских склепов, где распростерся на плите из зеленого мрамора с надписью "Хосе Мария Эскрива де Балагер" — на могиле основателя организации, всецело соответствующей представлению польского кардинала об истинном лице католицизма. Без поддержки "Опус Деи" Войтыла не смог бы стать Папой, а без поддержки Иоанна Павла II "Опус Деи" не смог бы занять столь высокое положение в средоточии католической власти.

    Подобно изуитам прежних времен, орден контролируют финансы Ватикана, и обеспечивает силовое прикрытие, стратегическое планирование и интеллектуальные разработки стратегического характера . "Опус Деи" владеет восемнадцатью университетами; более того, несколько лет назад Иоанном Павлом II был учрежден и передан под начало ордена новый центр католического образования — Папский университет Св. Креста в Риме, в котором обучается около полутора тысяч студентов из 65 стран. Члены ордена работают почти в 500 университетах и других высших учебных заведениях пяти континентов, более чем в 600 газетах и журналах, на 52 радио- и телевизионных станциях, в 38 информационных агентствах, в 12 кинокомпаниях, входят в правительства, руководства спецслужб, банков и корпораций.

    Согласно самым осторожным подсчетам, одно только итальянское "казначейство" организации может рассчитывать, по меньшей мере, на 50 млрд. лир в год, что гораздо больше суммы, собираемой Ватиканом во всем мире с помощью кампании "обол святого Петра". А ведь в казну "Опус Деи" поступают также наследства, пожертвования, всевозможные подаяния! Нумерарии обязаны завещать в пользу ордена все свое имущество. Вокруг "Опус Деи" существует огромное число "вспомогательных обществ" , как их именуют в уставе ордена, в том числе учебно-академических и финансовых. Причем в официальных названиях этих обществ ничто не указывает на связь с орденом.

    Активными проводниками политики Ватикана являются специально подготовленные священники, состоящие военными капелланами вооруженных сил ряда стран НАТО. Согласно недавнему Папскому декрету, епископы с воинскими нашивками, хотя у них и нет епархии, обладают абсолютной духовной властью над кадровыми военнослужащими и рядовыми, а также над членами их семей и даже могут создавать свои семинарии.

    Не все в Ватикане поддерживали концепцию личной прелатуры. Среди противников такой идеи был и ближайший сподвижник Павла Vl кардинал Джованни Бенелли. Однако через месяц после предоставления Ордену статуса прелатуры в конце 1982 г. он скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. С того момента папские владения стали все больше контролироваться опусдеистами. Епископ прелатуры, "Опус Деи" Хулиан Эрранс является сопредседателем Папского Совета, где у ордена еще двое сторонников. Делами информации и прессы в Ватикане заведует Хоакин Наварро-Вальс, мирянин -"нумерарий" Ордена, соблюдающий целибат. Причем некоторые иерархи не заявляют публично о своем членстве, как, например, личный секретарь главы Ватикана монсеньор Станислав Дзивич.

    Испания: международные кредиты в обмен на усиление влияния "Опус Деи"

    Весьма показательна история ордена в Испании. Здесь в 50 — 60-е гг. "Опус Деи" смог занять главенствующие позиции на политической сцене, заменив фашистскую фалангу в качестве основной закулисной силы режима.

    После второй мировой войны Испания, будучи союзником стран "Оси", оказалась в международной изоляции. Ее экономика представляла собой замкнутую систему, несмотря на отдельные экономические и торговые соглашения с США и Великобританией. В 1957 году ведущие страны Европы заключают знаменитые римские соглашения, положившие начало европейскому сообществу. Франкистская Испания не была принята в число объединившихся стран. Ее экономика далеко отставала от уровня Франции, Германии и даже Италии. Франко понимал, что для выживания его режима Испания должна добиться вхождения в европейское экономическое и политическое пространство — и решил использовать международные связи "Дела Божьего".

    В том же 1957 году было сформировано правительство, в которое впервые вошли два министра из "Опус Деи". Они заняли ключевые экономические посты: "Нумерарио" А.Ульястрес стал министром торговли, а "супернумерарио" М.Наварро Рубио — министром финансов. И уже в 1958 году Испания вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития и Международный валютный фонд.

    После сложных переговоров испанское правительство получило кредиты на сумму 418 млн. долларов. Они предназначались для осуществления программы либерализации экономики, вошедшей в историю как "план стабилизации и развития". Его основной задачей выдвигалось подготовка вступления Испании в европейское экономическое сообщество, а одним из главных авторов плана был член испанского правительства, нумерарио "Опус Деи" Лауреано Лопес Родо .

    Разрешался доступ иностранных товаров на испанский рынок, ослаблялся таможенный режим, тем не менее, сохранялись протекционистские тарифы, так чтобы поток высококачественных товаров из ведущих европейских стран не задушил испанскую промышленность. Развитие собственной промышленности предполагалось на базе технической модернизации. Эти меры предопределили рост экономики в 60-е годы. Прирост промышленного производства достиг небывалых для Испании 10 % в год. В 1986 страна была принята в ряды Единой Европы.

    Члены ордена входили во все правительства Испании до 1973 года, занимая там ключевые посты. С 1992 года присутствие ордена в составе практически всех испанских кабинетов возобновилось.

    С начала 70-х влияние организации стремительно распространилось в мире, и особенно заметно — на Американском континенте.

    Сильные позиции орден имел в Чили, где его поддерживал генерала Аугусто Пиночет, а один из богатейших людей страны, Крусат, контролировавший "Банк де Сантьяго" и около 250 компаний, в 70-е гг. ежемесячно выделял по 2 млн. долл. на финансирование структур организации. Бывший перуанский президент Альберто Фухимори, покинувший страну из-за обвинений в коррупции, сотрудничал с представителями ордена. Влияние ордена велико и в Мексике.

    Не менее полусотни центров ордена открыто и в США — там "Опус Деи" стал особенно усиливаться в годы Рональда Рейгана, когда члены ордена появились и в Белом доме, и в средних и высших эшелонах Пентагона. При администрации Клинтона влияние ордена также расширялось, хотя и медленнее.

    Впрочем, далеко не все в католической церкви довольны стремительным возвышением "новых иезуитов".

    Накануне канонизации Балагера в Ватикан пришло письмо от группы бывших членов "Опус Деи", обвинивших Эскриву во вспыльчивости, заносчивости и пристрастии к роскоши. Испанские журналисты пролили свет на финансовые операции рыцарей церкви, и на связь ордена с Кларой Кальви, вдовой "божьего банкира" и масона Роберто Кальви, главного действующего лица знаменитого итальянского политического скандала. Лондонская "Times" опубликовала фотографию кожаной плетки, которой адепты истязают свои грешные ягодицы. В ФРГ были опубликовали целые серии разоблачительных статей и книг, написанных бывшими нумерариями. Все это — показатель серьезной внутренней борьбы за будущую идеологию Церкви, за ее геополитическую концепцию.

    В последнее время Ватикан охвачен серьезными идеологическими разногласиями: часть отцов церкви выступают за далеко идущие реформы и послабления, другие придерживаются консервативных взглядов. "Либералов" до недавнего времени возглавлял 74-летний архиепископ Милана Карло Мария Мартини. Однако сейчас он, похоже, вынашивает идею отойти от дел и удалиться на Святую землю, и его место занимает 64-летний епископ Майнца Карл Леман, вот уже 14 лет возглавляющий Германскую епископальную конференцию. Возведен в кардинальский сан Леман был совсем недавно. С 1983 года он занимает пост руководителя "кардинальского" диоцеза, но, тем не менее, на трех последних консисториях был обойден кардинальской шапочкой.

    Сложилась скандальная ситуация: немецкие епископы три раза подтверждали мандат Лемана на руководство национальной конференцией, то есть на сан кардинала, а Папа столь же упорно не хотел вводить его в Кардинальскую коллегию. Причиной того, что лидер богатейшего и влиятельнейшего объединения европейских епископов впал в немилость Святого престола,— либеральная позиция абсолютного большинства германских пастырей по проблемам семьи, разводов, повторных браков, абортов и применения противозачаточных средств.

    Стан консерваторов возглавляет 78-летний Кардинал Йозеф Ратцингер, с 1977 г. — архиепископ Мюнхенский и кардинал, а с 1981 г. и поныне — префект Конгрегации вероучения Ватикана. До сравнительно недавнего времени церковной политикой руководили модернисты, но проводимые ими реформы подорвали внутрицерковную дисциплину и, как следствие, финансовую базу и политическое могущество Церкви. В ней, к тому же, стали набирать силы и совсем крайние реформаторы, например, толки харизматов, учения которых практически выходит за рамки католицизма. Сейчас Иоанн-Павел 11 пытается поддержать консерваторов, противостоять либеральным тенденциям, считая, что дальнейшее следование по пути, предложенному "реформаторами", вызовет необратимые изменения.

    Опора консерваторов — Восточная Европа, оплот либералов — Германия. Крепки их позиции и в США,Латинской Америке, Азии и Африке, так что консерваторы удерживаются с трудом. Все эти разногласия давно приняли опасный характер для дальнейшей судьбы всей Католической Церкви. Однако для того, что бы повести Церковь в нужном направлении, при этом сохранив ее единство, консервативному крылу необходимо мощное основание. Остановить дальнейшее расползание можно, только придав Церкви новый импульс и новый смысл существования, связав ее судьбу с какой-то мощной силой. В существующих условиях напрашивающимся вариантом является превращение Ватикана в опору и духовное сердце Объединенной Европы.

    Ватиканская пропаганда упорно — и небезуспешно — пытается сделать из Папы духовный символ всех "людей доброй воли", именно этой цели служат его бесконечные поездки. Римский Папа как духовный эталон, ведущая идеологическая сила эпохи — вот цель Понтифика и поддерживаемого им консервативного крыла, суть выработанной "Опус Деи" стратегии.

    Такое превращение выгодно и Европе, ведь без единого духовного, идеологического и организационного стержня поддерживать прочное объединение затруднительно. Как уже говорилось, главным бастионом консервативного крыла являются католические приходы Восточной Европы и западной части бывшего СССР — а значит, и исторически связанные с католическими фундаменталистами местные националистические движения. Однако здесь усилению католических позиций препятствует влияние православной церкви и России. Поэтому Ватикан объективно заинтересован в уходе Москвы из Восточной Европы и Украины-Белоруссии-Прибалтики.

    Однако ватиканская дипломатия никогда не идет напролом, а стратеги "Дела Божьего" стараются не оставлять своих подписей под принимаемыми Папой решениями — и вполне возможно, что дипломаты ордена могут для смягчения сопротивления России их курсу, в качестве "компенсации" за разработанную ими же стратегию, предложить руководству РФ свои связи и влияние в американской администрации и свое содействие в деле установления контактов между РФ и ЕС по модели, испробованной во времена Франко.

    Превращение "Опус Деи" в движущую силу католического мира стало возможным потому, что постепенно стал меняться идеологический климат на планете. Как заметил в связи с канонизацией Балагера московский православный публицист Егор Холмогоров, до последней трети ХХ века в мире набирали силу процессы секуляризации и либерализации, однако в последние десятилетия маятник качнулся в другую сторону — происходит духовная милитаризация мировых религий. Внутри них вызревают силы, ориентирующиеся на реальный успех своего дела не только в вечности, но и "в веке сем".

    В исламе эта тенденция приобрела форму исламского фундаментализма, с его ориентацией на мусульманскую умму как воинское объединение. В католичестве — форму полутайного ордена, избравшего путь стремления к светскому доминированию и активного участия в политической жизни, как к средству для воплощения духовных задач христианства. В православии также происходит "духовно-милитаристское" брожение, хотя оно и не приняло еще четкие организационные формы.

    Такие процессы идут и в России, и на Украине, и в Сербии, и в Греции. Протестантизм переживает эпоху бурного роста харизматических и активистских течений. Во многих, удаленных друг от друГа регионах, таких как Белоруссия и Латинская Америка, протестанты вытесняют старые конфессии, постепенно становясь главной религиозной силой региона. В Латинской Америке в последние десятилетия на основе африканских, индейских и христианских элементов сложились новые религиозные системы, ставшие не только духовным, но и политическим фактором — например, религии Канбомбле, Макумба, Умбанда и Кимбанда в Бразилии.

    Вокруг Тибетского ламаизма начинает чувствоваться возможность вызревания воинственного и экспансивного буддизма. В рамках иудаизма также назревает революция, сравнимая с появлением хасидского движения в середине восемнадцатого века. На этот раз в иудаизме можно ожидать появления движений, стоящих на позициях сугубой религиозной ортодоксии, одновременно эсхатологических и нацеленных на духовную и светскую экспансию. Причем стремящихся, как это было в последние столетия до распространения христианства, выйти за пределы еврейского народа. В самых неожиданных точках, как перуанские Анды или индийский штат Мизорам на границе с Бирмой, местные племена в массовом порядке переходят в ортодоксальный иудаизм.

    Новые времена, грозные и неожиданные, уже стоят на нашем пороге. Наступивший век не будет похож на ушедший — и католическая церковь первой из мировых религий стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач .

    (Указанный документ не является материалом НАМАКОН)

    09.06.2012

    Опус Деи (Opus Dei - Дело Божие – лат.) – католическая организация (полное название – Прелатура Святого Креста и дела Божьего), подчиняющаяся непосредственно Римскому папе. Не афиширует своих целей и методов. По оценкам католических и светских исследователей, в трактовках вероучения имеются еретические моменты. По методам своей работы аналогична тоталитарным сектам. В настоящее время отделения «Opus Dei» действуют в 87 странах мира и насчитывают 1654 прихода и центра пастырской опеки, 1734 священника, 344 семинариста и 81954 мирянина. С 2007 г. Официально действует в Российской Федерации (некоторые источники со ссылкой на представителя организации А. Хаварда указывают, что эта организация присутствует в России с 1992 г.). С 90-х гг. прошлого века работает в Литве, Латвии и Казахстане.

    Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме. Председателем организации является епископ Хавьер Эчеваррия Родригес. Региональный викарий в РФ – Хосе-Антонио Сеновилья Гарсия.

    Организация основана в Испании в 1928 г. Священником Хосе Марией Эскрива де Балагер (канонизирован Иоанном Павлом II как католический святой до истечения положенного срока). Она должна была стать движением духовенства и мирян, объединившихся в рамках католической церкви с целями религиозного обновления и организации общества в соответствии с положением папских энциклик. Для этого члены организации должны были проникать в структуры государственной власти на всех ее уровнях и добиваться влияния в сферах политики и экономики. Режим Франко способствовал распространению этого движения в Испании, а с середины 40-х гг. ХХ века оно начинает активно действовать по всей Европе и на других континентах.

    Хосемари́я Эскрива́ де Балаге́р (исп. Josemaría Escrivá de Balaguer, — родился 9 января 1902 года в семье марранов (евреев-христиан) в городе Барбастро, в провинции Уэска, что наложило отпечаток на всю его дальнейшую деятельность. В возрасте 15 или 16 лет он почувствовал призвание к служению Господу и решил стать священником. С 1918 года учился в семинарии в Логроньо, а затем, с 1920 - в Сарагосе. В 1923 году с разрешения церковных властей занимался в Сарагосском университете на факультете гражданского права. 20 декабря 1924 года был посвящён в диаконы, а 28 марта 1925 года стал священником.

    Он начал своё служение в маленьком приходе Пердигера, принадлежащем к сарагосской епархии. Затем исполнял обязанности священника в Сарагосе. Весной 1927 года, с разрешения архиепископа, переехал в Мадрид, где развернул неустанную священническую работу в различных социальных группах, уделяя особое внимание бедным жителям городских окраин, а также неизлечимо больным и умирающим в больницах и приютах. Он стал капелланом Фонда помощи больным - благотворительного учреждения при Апостольских женах Священного Сердца Иисусова. В то же время он, профессор Университетской академии, продолжал работу над докторской диссертацией по гражданскому праву, которая могла быть закончена только в Мадридском университете.

    2 октября 1928 года святой Хосемария Эскрива основал организацию «Opus Dei». В 1934 году основатель Opus Dei был назначен ректором Фонда святой Елизаветы. Когда в Испании началась гражданская война, он с большим риском для жизни исполнял свой долг в Мадриде, а позднее в Бургосе.

    14 февраля 1943 года он основал Священническое общество Святого Креста, неразрывно связанное с «Opus Dei» и позволившее рукополагать священников из мирян - членов «Opus Dei». В дальнейшем Священническое общество Святого Креста позволяло священникам, инкардинированным в разные епархии, разделять духовность и аскетику «Opus Dei» и искать святости в исполнении своего священнического долга, завися при этом исключительно от своего епархиального епископа.

    В 1946 году отец Эскрива избрал своей резиденцией Рим, где и оставался до конца жизни. Из Рима он воодушевлял и направлял распространение «Opus Dei» по миру. К моменту кончины своего Основателя «Opus Dei» насчитывал более 60 тысяч членов 80 национальностей.

    Хосемария Эскрива был советником Папской комиссии по правильному толкованию Кодекса Канонического Права и Святой конгрегации семинарий и университетов, почётным прелатом Его Святейшества и почётным академиком Папской римской теологической академии. Он был также главным канцлером Наваррского университета (Памплона, Испания) и Пьюрского университета (Пьюра, Перу).

    Хосемария Эскрива умер 26 июня 1975 года. Он был погребен в склепе церкви Пресвятой Богородицы - Владычицы Мира (Regina Pacis), в Риме. 15 сентября 1975 года преемником основателя был единодушно избран отец Альваро дель Портильо, его ближайший сотрудник в течение многих лет.

    После смерти Хосемарии на имя Папы было получено множество писем со всех пяти континентов. Среди отправителей - 69 кардиналов и около 1300 епископов (более трети католического епископата), которые просили Папу открыть дело по беатификации и канонизации отца Хосемарии Эскрива. 30 января 1981 года Конгрегация по вопросам канонизации признала, что для открытия процесса нет никаких препятствий. Иоанн Павел II ратифицировал это решение 5 февраля 1981 года.

    Между 1981 и 1986 годом были проведены два процесса по расследованию дела - в Мадриде и в Риме, - посвящённые жизни и добродетелям отца Хосемария Эскрива. По результатам обоих процессов, а также принимая во внимание благоприятствующее мнение Съезда теологических советников и Комиссии кардиналов и епископов - членов Конгрегации по вопросам канонизации, 9 апреля 1990 года Папа провозгласил героичность добродетелей отца Хосемарии Эскрива и присвоил ему титул досточтимого. 6 июля 1991 года Папа приказал обнародовать декрет, объявлявший чудесным излечение болезни благодаря заступничеству Хосемарии Эскрива. Таким образом, была завершена юридическая стадия, предшествующая беатификации основателя «Opus Dei».

    17 мая 1992 Хосемария Эскрива был причислен к лику блаженных, а 6 октября 2002 - к лику святых, во время Божественной Литургии, отслуженной папой римским Иоанном Павлом II на площади Святого Петра в Риме. С 21 мая 1992 года тело отца Хосемарии Эскрива покоится в штаб-квартире прелатуры «Opus Dei», в алтаре церкви Пресвятой Богородицы. В изданном РИСИ справочнике «Зарубежные неправительственные некоммерческие и религиозные организации в России» объединение «Opus Dei» оценивается как не миссионерская или благотворительная организация, ограничивающаяся проповедью Евангелия или социальной работой, и не монашеский орден. Это мощная разветвленная структура, состоящая в основном из мирян, чья главная обязанность – осуществление воли папы в тех областях, в которых они работают, и прежде всего в политике. В период понтификата Иоанна Павла II движение стало одним из главных инструментов международной политики Ватикана, исполнителем его не столько духовной, сколько политической воли.

    В 1982 г. Папа присвоил организации «Opus Dei» статус «персональной прелатуры», выведя ее таким образом из-под юрисдикции епархиальных управлений. Для вступления в «Opus Dei» необходимо заключить с Организацией особый договор, форма которого едина для всех. Процедура присоединения довольно сложна, а процесс завершается не ранее, чем через 6 лет. Заключившие договор принимают на себя ряд обязанностей: «оставаться в юрисдикции прелата в том, что касается целей Прелатуры; соблюдать юридические нормы Прелатуры и исполнять другие обязанности членов «Opus Dei». Они активно действуют на и всей территории России.

    Так московская штаб-квартира организации, имеющая статус прелатуры, разместилась в частной квартире на углу Садового кольца и Старой Басманной. Изначально в штате московского представительства было 5 человек, приехавших из разных стран, но община постоянно увеличивается, что, учитывая сектантскую направленность организации, вызывает серьезное беспокойство. Там же проходят собрания, на которые приглашают всех желающих «для духовных бесед».

    Критики «Opus Dei», среди которых есть и католические священники, считают эту организацию опасной. В начале своего существования ее даже называли «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, однако этот призыв позднее одобрил Второй Ватиканский собор. Опасность, по мнению многих, представляет прежде всего закрытость «Opus Dei». В печатных изданиях и электронных СМИ встречаются публикации, в которых говорится, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам. Существует мнение, что именно благодаря поддержке таких движений, как «Opus Dei» и «Communione e Liberazione», Йозеф Ратцингер так легко занял папский престол.

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь